ПОРТФОЛИО

Наличие собственной методической системы учителя, апробированной  в  профессиональном сообществе

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя

Форма представления опыта работы

Уровень представления

Тема представленного опыта работы

Дата представления опыта работы

Доклад

Муниципальный

научно-практический семинар

«Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных
детей»

«Создание условий для выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Август 2012

Доклад

Муниципальный

научно-практический семинар

 «Особенности развития одарённых детей в процессе обучения ИЗО и черчению»

Психолого-педагогические основы развития одарённых учащихся в процессе обучения изобразительному искусству

Ноябрь 2012

   Обобщение и распространение собственного пед.опыта

 

 

Муниципальный

научно-практический семинар

«Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся 1-11 классов»

« Создание эффективной системы работы учителя, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей»

Январь 2013

публикация

Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов « Эдукон» www.edukon.ru

web-адрес публикации:

edukon.ru/material.html?

mid= 7490

Авторская методическая разработка. Презентация. Наглядная геометрия.

2 класс.

Март 2014

публикация

Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов « Эдукон» www.edukon.ru

web-адрес публикации:

edukon.ru/material/?

mid= 12663

Авторская методическая разработка. « Программа курса « Наглядная геометрия. 1-5 класс»

Апрель 2014

публикация

 Всероссийский

Сайт InfoUrok.RU

web-адрес публикации:

infourok.ru/material.html?

mid= 61829

Методическая разработка.  Программа курса « Мы славяне ». 1-4 класс

Апрель 201

Тема: «Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся»

 

 

Основная цель образования –

 воспитание, социально-педагогическая поддержка

становления и развития высоконравственного,

 ответственного, творческого, инициативного,

 компетентного гражданина России

                                                                               

    С целью реализации задач поставленных перед школой, передо мной как  учителем,  важно уметь представить собственную методическую систему развития творческой личности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству, основываясь:

  • на психолого-педагогических особенностях учащихся;
  • на специфике развития творческой личности в процессе обучения искусству;
  • на развитии современных информационных технологий;
  • запросах и интересах обучающихся.

Считаю необходимым выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действий, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности в целом. Важно научить ребёнка ставить цели, видеть перспективы, анализировать собственное развитие, определять точки роста, т.е. уметь простраивать собственную траекторию развития и фиксировать личностное развитие  в «Портфолио достижений» (приложение 1)

Моя роль в этом процессе – консультант и координатор процесса формирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Моя методическая система выстроена в двух направлениях ТЕХНИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, которые вытекают из поставленной цели: Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Конечный результат образовательной траектории обучающихся выбор профессии и ВУЗа.

Мною созданы программы сетевых курсов.                                                                                                         

 Для 10-11классов «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики» в сотрудничестве с кафедрой инженерной графики Института Кибернетики ТПУ,

По окончании курсов обучающиеся получают Сертификат Научно исследовательского Политехнического университета. 

Программа мероприятий сетевого взаимодействия «Школа – ВУЗ».  Мероприятия направлены на профориентацию ребят с посещением  просмотра зачетных работ 1-го семестра  студентов ТПУ 1 и 2 курса по специальности «Промышленный дизайн»

 элективный курс  «Графика» 9 класс (техническое направление),

и элективный курс «Дизайн» -9 класс (художественно – эстетическое направление)

Формы  организации     внеурочной деятельности

Количество вовлечённых учащихся

2010/11

2011 /12

2012 /13

2013 /14

Сетевой      элективный курс                  «Дизайн»

Слушатели курса, кол-во /из других ОУ

16 /10

Слушатели курса,  кол-во /из других ОУ

16/9

Слушатели курса,     кол-во /из других ОУ                     

23/18

Слушатели курса,  кол-во /из других ОУ

17/9

Сетевой      элективный курс                  «Графика»

Слушатели курса, кол-во /из других ОУ

10 /6

Слушатели курса,  кол-во /из других ОУ

12/8

Слушатели курса,     кол-во /из других ОУ                     

12/8

Слушатели курса,     кол-во /из других ОУ                     

14 /3

Сетевой                курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики»

 

 

Слушатели курса,   кол-во /из других ОУ

20/7

Слушатели курса,   кол-во /из других ОУ

19/8

Слушатели курса,   кол-во /из других ОУ

22/5

 

Программы курсов и план работы направления «Школа – ВУЗ» в (приложении 2)                                                                                           

Слушатели курсов успешно выступают на олимпиадах по начертательной геометрии и инженерной графике                                                                                                                                                                                                                        Результаты внешней экспертизы  учебных и творческих достижений обучающихся

Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (с указанием названия мероприятия)

Учебный год

Уровень мероприятия

Классы

Кол-во

участников

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием     Ф.И. обучающего (воспитанника))

                                                Предметные олимпиады

Олимпиада по черчению (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века»)

2012/2013

 

Областной

11

2

Диплом I степени

Трущенко Андрей

Олимпиада по начертательной геометрии (в рамках Всероссийского фестиваля молодых дизайнеров «V угол») 11 класс

2013/2014

 

Всероссийский

 

11

3

Диплом I  степени  Танаева Маргарита 

Диплом II степени  Баннова Марина

 

Инструментом реализации моей системы являются уроки изобразительного искусства, черчения и внеурочной деятельности (ФГОС и кружковая работа) 

На уроках я использую разнообразные формы обучения. Это не только усиливает профессиональную направленность преподавания изобразительного искусства, но и существенно обогащает сам процесс преподавания предмета. Основными формами организации обучения в моей педагогической деятельности являются: семинары (индивидуальная работа); практические занятия (коллективная работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа); проблемно-поисковые занятия (групповая работа); уроки с применением игровых технологий; урок-лекция; урок-экскурсия; урок-зачёт.                                                    

Во внеурочной деятельности  использую  различные формы и методы обучения, тем самым, привлекая к дополнительному эстетическому образованию  максимальное количество учащихся.

Программа кружка «Радуга» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору.                                                                           Цель любого внеклассного мероприятия  -  вовлечь в поисковую, познавательную деятельность максимальное количество учащихся, повысить их уровень знаний, умений и навыков, сформировать в процессе соревнования или игры творческие и исследовательские навыки.

Мною разработаны программы для внеурочной работы с обучающимися: 

     Программа спецкурса «Мы славяне».

Интегрированный курс славянской культуры объединяет уроки чтения, окружающего мира, художественного  труда, фольклора, танца, изобразительной деятельности.

(рецензия Кандидата педагогических наук

Л.Ю. Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ)

 

Программа  «Художественный труд» 

развивает увлеченности школьников творчеством для формирования

у обучающихся  познавательного интереса. Одна из главных задач программы - творческое развитие личности

ребенка, особое внимание уделяется развитию воображения фантантазии.                                                        

 (рецензия Кандидата педагогических наук  Л.Ю.Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ)                                   

 

Курс « Наглядная  геометрия»

развитие пространственного мышления и графических навыков обучающихся, что является базой для изучения систематического курса геометрии

(рецензия Кандидата педагогических наук  Л.Ю.Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ)

Принципы программ:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм  деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности  (от простого к сложному).
  • Профориентация.

На занятиях развиваю у ребят логическое, нестандартное мышление и интерес к  таким предметам как  математика, черчение, история, литература, ИЗО и музыка. Учащиеся в дальнейшем более успешно учатся, выполняют проектные и исследовательские работы, выступают на конференциях различного уровня, занимают призовые места.

Результаты внешней экспертизы  учебных и творческих достижений обучающихся

Название мероприятия

уровень участия 

предмет

класс

тема  проекта, исследования    

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием     Ф.И. обучающего

Проекты и исследования

2010г.

 I открытая  гуманитарная научно-практическая конференция             «Культурное наследие России: проблемы интеграции».

Областной

МХК

 

11

 исследование   «Московский Кремль в поэзии, живописи, архитектуре»

Грамота II место

Дерусова Татьяна, Рачковская Вика 

Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века -2010»

Областной

МХК

 

 

11

  проект «Народные промыслы. Хохлома». (изонить)

Диплом III степени Дерусова Татьяна,     

 

 

 

V областной открытый фестиваль молодых дизайнеров «V угол -2010 »

Областной

ИЗО

11

проект           «Шрифтовая композиция»

 

Диплом II степени

Юрченко Эльвира

2011-2012

Открытый городской фестиваль                     « Праздники России»

Муниципальный

 

 

ИЗО

7

проект «С праздником пасхи!»

Диплом I степени Евдошенко Мария

 

Конкурс ДПТ                     « Космические фантазии»,  посвященный 50-летию полета Ю. Гагарина

Муниципальный

 

ИЗО

5

проект           «Мы были первыми»

Диплом I степени (коллективная работа) 5 класс

 

 

Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века -2012»

Областной

ИЗО

1

проект          

«  Проект ледового городка»

Диплом I степени

Группа учащихся 6а класса 

Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века -2012»

Областной

ИЗО

2

проектно- исследовательская работа          «Русский костюм »

Диплом II степени

Баннова Марина   Танаева  Маргарита

2012-2013

Региональный проект «Наш новый  зоопарк»

Региональный

ИЗО

2-8

проект «Наш новый  зоопарк

Диплом в номинации «Логотип»

группа уч-ся  6-9 кл.                    Диплом в номинации            «Арт-объект», Клейменова Лиза
 Диплом в номинации  «Вольеры для животных»,    Широглазов  Алексей         Диплом в номинации «Детская площадка»  группа уч-ся  6 кл.

Конкурсы

Конкурс рисунков посвященный Дню защитника отечества

2013/2014         февраль

всероссийский

3- 8

5

Грамота 1 место  Дроздова Ирина  Грамота 1 место Антипина  Надежда Грамота 1место Золотухина Анна   

Конкурс рисунков посвященный Международному  женскому дню

2013/2014         март

всероссийский

3- 8

5

Грамота 1 место   Прохоренко Лика Грамота 1 место Барнаева  Полина

Новогодний марафон.       Конкурс рисунков

2013/2014         январь

международный

3- 8

8

Грамота 1 место Лукьяненко Дмитрий  Грамота 1 место   Хорохорина Алиса  Грамота 2 место Петрова Алла Грамота 3 место  Барнаева Полина           www.erudyt.ru 

Конкурс рисунков посвященный дню космонавтики

2012/2013 апрель

международный

3- 8

7

Грамота 1 место Вдовин Дмитрий               Грамота 1 место  Клейменова Лиза  Грамота 2 место  Школкин Андрей Грамота 3 место Шабуранов            Грамота 4 место  Гречанина Настя        Грамота 5 место  Кикуль Мария www.erudyt.ru 

Конкурс рисунков «Золотая осень»

2012/2013 октябрь

всероссийский

10

3-8

Грамота 3 место                Кикуль Мария      Грамота 3место            Буторина Александра Грамота 4 место              Зоткина Анна      Грамота 5 место               Гомеля Юлия www.erudyt.ru 

Конкурс рисунков     «Школа будущего»

2012/2013 ноябрь

международный

10

3-8

Грамота 1 место Клейменова Лиза Грамота 2 место Гречухина Юлия   Грамота 3 место Кондратьева  Светлана  Грамота 3 место  Черкасова Диана www.erudyt.ru 

Конкурс рисунков посвященный Дню космонавтики

2011/2012

 

региональный

1-9

15

Диплом   IIстепени- Прохуткина Карина,     сертификаты

Открытый городской фестиваль «Праздники России»

 

муниципальный

2-9

10

Диплом 1 степени Евдошенко Мария Дипломы лауреатов Петрова Алла, Барнаева Полина, Гомелля Юлия, Зайкова Эвелина, Пермякова Валерия, Венедиктова Елизавета

 

Считаю, что представленная методическая система обеспечивает высокий результат моей  профессиональной деятельности.

С первых лет работы в школе я задавала себе вопросы:

  • Почему, дети начальной школы смотрят на тебя широко раскрытыми глазами и очень любят рисовать, а в 7,6, а некоторые даже в 5 классе – рисовать уже не хотят. Говорят, что не умеют или у них ничего не получается.
  • Неужели они так быстро выросли, и им это не интересно?
  • Как сделать так, чтобы и в 6, и 7 и даже в 9 классе ученик не бросал карандаш и не отказывался работать, а с удовольствием выражал свои мысли и чувства художественными средствами линии, пятна, формы и цвета.
  • Как сделать так, чтобы дети не ждали конца урока и не считали минуты, а приходили ко мне с удовольствием, самовыражались через рисунок и цвет.

Теперь я уже точно могу сказать, что мои ученики не будут просить маму или старшую сестру: «Нарисуй, помоги». Они рисуют сами. Они любят и умеют это делать.  Они хотят рисовать и рисуют. На уроках, после уроков. Мои ученики поступают и заканчивают художественную школу, а главное - выбирают учебные заведения с художественным уклоном.

Так из 24 выпускников 2010 года 8 учащихся (33%)  закончили художественную школу, а 4 выпускницы – Давлетшина Расина, Дерусова Татьяна, Куневич Арина и Юрченко Эльвира связали свою будущую профессию с миром дизайна.

В 11 а классе 2013-2014 года учатся 10 учащихся (40%) закончивших художественную школу, 3 выпускника – Баннова Марина, Танаева Маргарита, Школкина Евгения планируют поступать в ВУЗ по выбранному профилю – «Промышленный дизайн» Томский политехнический университет) , « Дизайн архитектурной среды » Томский государственный архитектурно- строительный университет.

Приведу данные обучающихся в Детская художественной школе

уч.год

класс

кол-во  учащихся

кол-во закончивших или обучающихся

%

от обучаемых

2010

11

24

8

33%

2012/13

10

25

10

40%

2013/14

2-9 (по школе)

411

112

27%

Считаю, что такой высокий процент обучаемых в Детской художественной школе -  это заслуга моей методической системы, выстроенной за годы работы с учащимися разных возрастных групп.

Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет

Считаю, что поставленные перед собой цели мне удаётся достигать.

Дети, которых я учу, видят перспективы, определяют для себя новые точки роста, анализируют собственное развитие, представляют ученическому и педагогическому сообществу уже имеющийся собственный опыт, самоопределяются в выборе ВУЗа и дальнейшей профессии,  т.е. эффективно простраивают собственную траекторию развития. А значит, моя роль – консультанта и координатора на данном этапе выполнена.

Представленная методическая система «Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся» эффективна и целесообразна.

Наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы

Свидетельством признания и результативности моей работы служит то, что подготовленные мною методические разработки получили распрос