Программы курсов и план работы направления "Школа – ВУЗ"

  « Основы начертательной геометрии и инженерной графики »

Программа элективного курса по черчению

(для профильной подготовки учащихся в 10-11 классах)

Тип курса: предметный

(количество часов:68)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Современное общество развивается в условиях массовых коммуникаций и совершенствования информационных технологий. Решающую роль в передаче и уплотнении огромного объема информации отводится знаковым системам. Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обусловливают их широкое использование. Прогнозируется , что около 80% информации в ближайшее время будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая такую мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графических предъявлений информации, что обеспечит условия и возможности ориентации социума в обществе.

   Реализация принципов культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры.

Изучение графического языка является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы, а также для продолжения образования.

   Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень базовой графической подготовки выпускников.

   Развитие теоретических основ начертательной геометрии, инженерной графики и других смежных наук расширило способы получения графических изображений. Наряду с ручными способами широко применяются компьютерные способы формирования графических изображений, составления проектной документации. Использования новых информационных технологий обеспечивает создание, редактирование, хранение, тиражирование графических изображений проектной документации с помощью различных программных средств, а также возможность передачи их посредством  коммуникативных сетей (местных и глобальных).

   Требования к подготовке выпускников школ, способных адаптироваться в информационной среде и управлять потоком визуальной информации определяют необходимость пересмотра представлений о графическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений,  так как в базисном учебном плане школы предмет

« черчение » не предусмотрен.Назначение этого предмета в системе среднего (полного) общего образования состоит в развитии пространственного, логического, абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, в формировании пространственного воображения и пространственных представлений, в обеспечении политехнической и графической грамотности, в знакомстве с началами проектирования и конструирования.

Курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики» разработан как курс профильной графической подготовки учащихся.

    Программа курса учитывает то, что школьники не изучали базовый курс черчения, поэтому в данном курсе предусмотрено изучение основных понятий, а также расширение и углубление представлений учащихся о возможности графических методов отображения информации. Таким образом, у выпускников школ будет сформировано достаточно целостное графическое образование.

    Данный курс является модифицированным.

        При разработке программы были:

 

  • Учтены требования планируемого перехода образовательных учреждений на профильное    обучение;
  • Проанализированы программы Министерства образования РФ « Черчение . 7-11 класс», программы элективных курсов по образовательной области « Технология», авторов В.В. Степаковой, Л.Р. Перченой «Основы языка техники»;
  • Изучена программа факультативного курса « Элементы начертательной геометрии» автора В.Н. Виноградова.
  • Изучена программа курса « Современные технологии в преподавании начертательной геометрии и инженерной графики», НИТПУ.

Цель курса: развитие мышления школьников, их интеллектуальных и творческих   способностей усвоения графического языка и формирование графической компетентности.

Задачи              формирование представлений о графических средствах (инструментальных, технических),отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации;

·         изучение и овладение методами, способами, средствами отображения и чтения информации, используемых в различных видах деятельности;

·         развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, их пространственного воображения, образного, пространственного, логического, абстрактного мышления;

·         обучение чтению и выполнению чертежей (эскизов), аксонометрических проекций, технических рисунков;

·         ознакомление с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования;

·         формирование и развитие эстетического вкуса;

·         овладение компьютерными технологиями для получения графических изображений;

·         обучение работы со справочными материалами.

·         приобщение к проектной деятельности, в развитии творческого начала личности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 

курса «Основы начертательной геометрии и инженерной графики»

Срок обучения: 68 часов

Форма обучения: очная

Режим работы: 2 часа в неделю

 

Наименование разделов, дисциплин и тем

 

Всего

часов

в том числе

Форма контроля

ЛК

ЛБ

ПР

1.

Основы начертательной геометрии

30

14

 

16

Зачет

1.1

Цели и задачи курса . Методы проецирования.

Комплексные чертежи точки, прямой и плоскости.  Метрическая характеристика положения прямой. Взаимная перпендикулярность прямой и плоскости.

8

4

 

4

 

1.2.

Способы преобразования ортогональных проекций. Проецирование на дополнительную плоскость проекций (замена плоскостей проекций). Определение истинной величины отрезков и фигур способом замены плоскостей проекций. Способ вращения вокруг оси. Определение истинной величины фигур способом вращения. Решение задач на определение истинной величины  фигур, плоских углов, отрезков способом замены плоскостей замены плоскостей и способом вращения.

14

6

 

8

 

3.

Компьютерное моделирование в среде AutoCAD.

10

2

8

 

Зачет

3.1.

Интерфейс и начало работы. Запуск AutoCAD. Структура окна AutoCAD. Панели инструментов. Контекстные меню. Работа с файлами, MDI интерфейс.

2

2

 

 

 

3.2.

Команды AutoCAD. Создание объектов AutoCAD. Средства управления экраном. Команды AutoCAD. Командная строка AutoCAD. Технология работы с командами AutoCAD. Создание объектов AutoCAD: команда «ЛИНИЯ» и способы ввода координат точек, динамический ввод координат, команды создания объектов. Средства управления экраном: панорамирование и зумирование в режиме реального времени, обновление экрана и регенерация чертежа

2

 

2

 

 

3.3.

Средства обеспечения точности. Объектные привязки (ПРИВЯЗКА). Режим ОРТО. Координатные фильтры. Автоотслеживание   (ОТС-ОБЪЕКТ, ОТС_ПОЛЯР). Режимы координатной сетки и шаговой привязки к узлам сетки (ШАГ).

2

 

2

 

 

3.4.

Редактирование объектов. Свойства объектов AutoCAD. Способы выбора объектов. Команды редактирования, связанные с перемещениями объектов. Команды редактирования, связанные с модификацией объектов. Редактирование с помощью ручек. Сложные команды редактирования (поворот с копированием, редактирование полилиний и сплайнов). Разбиение объектов. Понятие о свойствах объектов AutoCAD. Слои и их свойства. Управление свойствами объектов с помощью панели инструментов «Редактирование». Управление свойствами объектов посредством слоев. Управление свойствами объектов с помощью окна «Свойства».

2

 

2

 

 

3.5.

Размеры. Вывод на печать. Размерные типы. Способы нанесения размеров. Размерные стили. Редактирование размеров. Понятие о пространстве модели и пространстве листа. Настройка параметров листа. Оформление ЧЕРТЕЖА. Вывод чертежа на печать.

2

 

2

 

 

4.

Проектирование

18

4

 

14

Защита проектов

 

Итого

68

22

8

38

 


    Изучение курса предполагается в виде занятий–лекций,  семинаров, практических занятий – решение задач, упражнений на построение  чертежей, выполнение графических работ; уроков-практикумов с консультациями педагога, занятий творческих и исследовательско - поискового характера. 

Формы проведения занятий, используемые технологии.

    Занятия планируется вести с использованием интерактивных образовательных технологий, наглядных пособий, учебных и электронных плакатов, раздаточного материала в виде заготовок для решения задач, инструкционных карт по выполнению практических и графических работ.

Обязательный минимум графических и практических работ

Наименование

работ

 

Тема

Задачи

1

Решение задач на построение проекций точек и на взаимное положение точек.

2

Решение задач на определение видимости точек и линий; определение взаимного положения прямых.

3

Построение плоских контуров.

4

Решение задач на построение точки пересечения прямой с плоскостью и линии пересечения двух плоскостей.

5

Решение задач на определение истинной величины фигур, плоских углов способом замены плоскостей.

6

Решение задач на определение истинной величины фигур способом вращения.

7

Нахождение точек на поверхностях. Построение точек пересечения прямых с поверхностями.

Графические

работы

№1

Построение линии сечения многогранников проецирующими плоскостями.

№2

Построение линии сечения тел вращения плоскостью.

№3

Построение чертежа и аксонометрического изображения предмета, содержащего линии пересечения многогранных поверхностей.

№4

Построение чертежа и наглядного изображения предмета, содержащего линии пересечения многогранника с телом вращения.

Практические

работы

№1

Построение разверток полных и усеченных поверхностей.

№2

Построение разверток и  изготовление моделей деталей.

 

Темы

творческих

проектов

1

Графические формы. Точка, прямая, плоскость.

2

Поверхности. Многогранники. Поверхности вращения.

3

Развертки.

 

4

Создание 3 - D моделей многогранников, поверхностей вращения с вырезом.

5

Изображения деталей, виды, разрезы. Создание чертежа детали в среде AutoCAD.

 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

    По окончании курса учащиеся должны иметь представление:
• Об истории зарождения графического языка и основных этапов развития чертежа (на примере истории чертежа в России);
• Об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и изготовлении конструкторской документации;
• О форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве;
• О видах изделий (детали, сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
• Видах соединений;
• О чертежах различного назначения.

Учащиеся должны знать:
• основы метода прямоугольного проецирования;
• способы построения прямоугольных проекций;
• способы построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
• изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);
• правила оформления чертежей.

Учащиеся должны уметь:
• правильно пользоваться чертежными инструментами;
• наблюдать и анализировать форму несложных предметов (с натуры и по графическим изображениям), выполнять технический рисунок;
• выполнять чертежи предметов простой формы, выбирая необходимое количество изображений (видов, разрезов, сечений) в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
• читать и выполнять чертежи несложных изделий;
• анализировать  технические объекты по сборочному чертежу;
• применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).


  У учащихся сформируется понятие о том, что графический язык интернационален,   коммуникативен, информативен.

Получат дальнейшее развитие творческие способности и пространственное воображение, образное мышление, появится познавательный интерес к предмету.

  

Список литературы

1.      Программа общеобразовательных учреждений. Черчение. М. « Просвещение»,2008г.

2.      Н.А.Гордиенко .Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 9кл.М., ООО. «Издательство АСТ», 2001г.

3.       И.А.Ройтман Методика преподавания черчения. Библиотека учителя черчения ГИЦ   ВЛАДОС,2000г.

4.      Методика факультативных занятий по черчению в школе. Пособие для учителя. Под редакцией В.Н.Виноградова, М. « Просвещение», 1979г.

5.      А.А. Павлова Начертательная геометрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, М.ООО «Издательство Астрель», 2001г.

6.      А.А. Чекмарев. Начертательная геометрия и черчение. Учебник для студентов вузов. М. ВЛАДОС, 2004г.

7.      Н.А.Бабулин. Построение и чтение машиностроительных чертежей. Пособие для проф. обучения. М. Высшая школа,1999г.



ПЛАН  РАБОТЫ

Центра организации дополнительных образовательных услуг

по направлению: Графика и основы теоретической механики.

 

№ п.п.

Мероприятие /услуга/

место проведения

сроки

участники

ответственный

1

Формирование групп учащихся

МБОУ «СОШ № 83»

сентябрь

 

Кутукова Л.В.

Кутукова Л.В.

 

2

Занятия  по курсу                              « Начертательная геометрия»    /30 часов/

МБОУ «СОШ № 83»

октябрь-

январь

Кутукова Л.В.

 

Кутукова Л.В.

 

3

Подготовка участников областной межвузовской олимпиады «Инженерная графика»

МБОУ «СОШ № 83»

октябрь-

декабрь

Кутукова Л.В.

 

Кутукова Л.В.

 

4

Участие в  областной межвузовской олимпиаде «Инженерная графика»

ТПУ

декабрь

 

Кутукова Л.В.     Баннова Марина

Танаева Рита(11 кл.)

Кутукова Л.В.

 

5

Профориентационная работа с учащимися 9-10 кл.        Посещение просмотра зачетных работ 1-го семестра  студентов ТПУ 1 и 2 курса по специальности « Промышленный дизайн»

ТПУ

 декабрь

( 2 курс )

 декабрь

(1 курс)

Кутукова Л.В.
учащиеся 9-10 кл.

( 9а,б,в,10а -18 человек)

Кутукова Л.В.

 

6

Профориентационная работа     с учащимися 9-10 кл.           Встреча учащихся с зав.  кафедрой « Начертательная геометрия и инженерная графика Захаровой А.А.

Беседа со студентами кафедры

«Начертательная геометрия и инженерная графика » ТПУ

Беседа со студентами ТПУ (выпускниками школы-

Тюменцевой К., Гордезиане Е.)

ТПУ

 декабрь

 

Кутукова Л.В.
учащиеся 9-10 кл.

( 9а,б,в,10а -16 человек)

Кутукова Л.В.

7

Заключение договоров ТПУ с родителями учащихся на оказание платных образовательных услуг

МБОУ «СОШ №83»,ТПУ

январь

Антипина Т.А., родителями учащихся

Кутукова Л.В.

8

Занятия по курсу « Инженерная графика» (компьютерная) 24 часа

Занятия по курсу « Инженерная графика» (ручная) 24 часа

МБОУ «СОШ № 83»

МБОУ «СОШ № 83»

февраль-март

Антипина Т.А. Доцент,к.т.н.

Кутукова Л.В.
 

Кутукова Л.В.
 

9

Подготовка учащихся к областноймежвузовской конференции студентов ВУЗов « Исследования в области компьютерного дизайна и графики» ( октябрь 2013г.)

МБОУ «СОШ № 83»

 

февраль-май,

сентябрь-октябрь

Кутукова Л.В.

 

Кутукова Л.В.

 

10

Проектно-исследовательская работа по курсу  « Начертательная геометрия и инженерная графика» (14 часов)

МБОУ «СОШ №83»,

СТИ НИЯУ МИФИ

апрель-май

Кутукова Л.В.
учащиеся 9-10 кл.

( 9а,б,в,10а )

Кутукова Л.В.

 

11

Консультации по проектированию

МБОУ «СОШ №83»,СТИ НИЯУ МИФИ

апрель-май

Кутукова Л.В.
учащиеся 9-10 кл.9а,б,в,10а )

Кутукова Л.В.

 

12

Защита проектов

МБОУ «СОШ № 83»,СТИ НИЯУ МИФИ

май

Кутукова Л.В.
учащиеся 9-10 кл.

( 9а,б,в,10а )

Кутукова Л.В.

 

13

Профориентационная работа с учащимися 9-10 кл.  Посещение просмотра зачетных работ 2-го семестра  студентов ТПУ 1 и 2 курса по специальности                   « Промышленный дизайн»

ТПУ

май

Кутукова Л.В.
учащиеся 9-10 ,11кл.

( 9а,б,в,10а )

Кутукова Л.В.