Главная » Статьи » Мои статьи |
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Современный урок ставит перед собой задачу по организации познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность человека складывается из следующих психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Отправной точкой в процессе любой деятельности является ощущение. Информация, на основе которой складывается целостный образ какого-либо предмета или явления действительности, поступает к нам через слуховые и зрительные каналы. Развитием слуховых и зрительных анализаторов необходимо заниматься на уроках изобразительного искусства, начиная с начальных классов. Эффективнее для этих целей использовать мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ. Мультимедийные средства обучения нового поколения:
Обостряется восприятие. Различные каналы восприятия
Обучающиеся лучше воспринимают и усваивают материал.
Технология обучения – это совокупность приемов, применяемых в преподавании для успешного усвоения знаний с учетом взаимодействия технических и человеческих ресурсов. Современное общество вносит в нашу жизнь большое количество информации. Она поступает посредством разнообразных информационно-коммуникативных средств, поэтому учителю нельзя оставаться на периферии этих технологий. Приобщить и заинтересовать современного ребенка на словах очень сложно. Необходим свой пример. Педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с целью обеспечения комфортных условий для учащихся и учителя, позволяет учителю правильно строить свою педагогическую работу. Современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования. Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям. Первое направление использования функций компьютера – использование его как источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков. Следует постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой формат. Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности. Операционная система Microsoft® Offise позволяет систематизировать всю эту работу. Создавать общие папки по предмету, в которых весь материал распределить по нескольким направлениям учебной деятельности: - папки с календарно-тематическими планами в форме технологической карты, в которых указаны образовательные стандарты по предметам, тема урока, количество часов, планируемых на изучение этой темы, примерное содержание изучаемого материала, имеющееся дидактическое обеспечение и примерное домашнее задание. - папки с мультимедийными сценариями практически по каждому уроку, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты, раздаточный материал для осуществления обратной связи с учениками и сама программа презентации, которая используется в ходе урока.
Также ПК позволяет хранить всю необходимую документацию по классам, материалы по внеурочной работе с учениками, собирать информацию по самообразованию и повышению педагогического мастерства. Второе направление - применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий и их хранения. Для своих занятий можно применять карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний и технологические карты с алгоритмами работы, обработанные с помощью сканера и программы ABBYY Fine Reader. Создавать и распечатывать на каждого ученика листы- «раскраски» используются при знакомстве с новым материалом. Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях изобразительного искусства. Примеры творческих заданий : дорисовать изображение сказочного города, преобразовать форму предметов посмотрев в волшебные очки разной геометрической формы (на уроках изобразительного искусства в 1 классе), - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала. Третье направление – использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока. Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций. Информация в них размещена в файлах стандартных форматов, так что любой материал с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Образовательные диски содержат в себе различные звуковые и видеофрагменты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint. Методика использования учебных программных средств: 1. Формулировка образовательной цели. 2. Отбор необходимого материала соответствующего целям урока. 3. Анализ алгоритма реализации учебного сценария презентации 4. Выбор формы взаимодействия учащихся с компьютерной презентацией. Программа презентации может применяться в самых разных формах педагогического воздействия на учащихся. Задача презентации-лекции в создании программы, в которой необходимый лекционный материал дополнительно сопровождается большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию ребенка при ознакомлении с новым материалом. Следующим направлением работы является разработка презентации-сопровождения ко всему уроку. В такой программе по слайдам пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания. Так, например, на 1 уроке в 1классе , на водной беседе «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства» используя слайд-шоу «Профессия - художник» - учащиеся узнают, что художник подобен волшебнику — он может запечатлеть красоту окружающего мира: гордые красные тюльпаны и нежные белые ромашки, сказочные лесные дебри и веселые кудрявые березки на солнечной поляне, огненно-красные закаты солнца и тяжелые серые тучи, различных животных, человека и его трудовую деятельность и современную технику и т. д. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения. Дикторский текст, музыкальное сопровождение, изображение хорошего качества позволят ребенку настроиться на выполнение работы на уроке, откроют возможность доверительных отношений, сотворчества с учителем на уроке. В ходе урока в 6 классе , тема урока « Портрет», используя ПК учитель с помощью презентации знакомит с жанром изобразительного искусства портрет, его видами и особенностями, рисует лицо человека объясняя пропорции. Сложность вызывает объяснение рисования глаза на доске в цвете (слишком мелкая деталь для демонстрации издалека),с помощью компьютерной графики эта проблема решается успешно. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предмету изобразительное искусство и приводит к целому ряду положительных следствий: -обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и -психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками; -возбуждает живой интерес к предмету познания; -расширяет общий кругозор детей; -возрастает уровень использования наглядности на уроке; -повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке. Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Достоинства использования информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности. Дидактические достоинства уроков-презентаций – это создание эффекта присутствия: « Я это видел!», у учащихся появляется ощущения подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Кутукова Людмила Витальевна, учитель изобразительного искусства и черчения высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №83»
| |
Просмотров: 1638 | |
Всего комментариев: 0 | |