Главная » Статьи » Мои статьи

«Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства ».

       В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Современный урок  ставит перед собой задачу по организации познавательной деятельности учащихся. Познавательная деятельность человека складывается из следующих психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Отправной точкой в процессе любой деятельности является ощущение. Информация, на основе которой складывается целостный образ какого-либо предмета или явления действительности, поступает  к нам через слуховые и зрительные каналы. Развитием слуховых и зрительных анализаторов необходимо заниматься на уроках изобразительного искусства, начиная с начальных классов. Эффективнее для этих целей использовать мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ.

Мультимедийные средства обучения нового поколения:

  • Объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень.
  • Соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции .
  • Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
  • Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы.
  • Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

            Обостряется восприятие.

Различные каналы восприятия

  • Текст
  • Звук
  • Графика
  • Анимация
  • Видео

Обучающиеся лучше воспринимают и усваивают материал.

 

Технология обучения – это совокупность приемов, применяемых в преподавании для успешного усвоения знаний  с учетом взаимодействия технических и человеческих ресурсов.  Современное общество вносит в нашу жизнь большое количество информации. Она поступает посредством разнообразных информационно-коммуникативных средств, поэтому учителю нельзя оставаться на периферии этих технологий. Приобщить и заинтересовать современного ребенка на словах очень сложно. Необходим свой пример.

Педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности по проекти­рованию, организации и проведению учебного процесса с целью обеспечения комфортных условий для учащихся и учи­теля, позволяет учителю правильно строить свою педагогическую работу.

Современные информационные технологии, основой которых яв­ляются компьютеры и компьютерные системы, различные электрон­ные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации, способствуют повышению качества образования.

Работа по использованию компьютера в учебно-воспитательном процессе строится по нескольким направлениям.

           Первое направление использования функций компьютера – использование его как  источника наглядной учебной информации для иллюстрирования своих уроков.

Следует постоянно пополнять электронную базу наглядного материала для своих уроков, используя для этих целей файлы компьютерных образовательных программ и возможности сканера для преобразования иллюстративного материала в цифровой  формат.

           Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности. Операционная система Microsoft® Offise позволяет систематизировать всю эту работу.

Создавать общие папки по предмету, в которых весь материал  распределить по нескольким направлениям  учебной деятельности:

- папки с календарно-тематическими планами в форме технологической карты, в которых указаны образовательные стандарты по предметам, тема урока, количество часов, планируемых на изучение этой темы, примерное содержание изучаемого материала, имеющееся дидактическое обеспечение и примерное домашнее задание.

- папки с мультимедийными сценариями практически по каждому уроку, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты, раздаточный материал для осуществления обратной связи с учениками и сама программа презентации, которая используется в ходе урока.

 

Также ПК позволяет хранить всю необходимую документацию по классам,  материалы по внеурочной работе с учениками, собирать информацию по самообразованию и повышению педагогического мастерства.

          Второе направление - применение функций компьютера как рабочего инструмента в качестве средства подготовки текстовых заданий и их хранения

Для своих занятий можно применять карточки с графическими заданиями для индивидуальной работы с учащимися, тестовые задания для обобщения знаний и  технологические карты с алгоритмами работы,    обработанные с помощью сканера и программы ABBYY Fine Reader.  Создавать и распечатывать на каждого ученика листы- «раскраски» используются при знакомстве с новым материалом. 

Проведенные уроки показывают целесообразность использования раздаточного материала на занятиях изобразительного  искусства. Примеры творческих заданий : дорисовать изображение сказочного города, преобразовать  форму предметов посмотрев в волшебные очки разной геометрической формы (на уроках изобразительного искусства в 1 классе),  - повышают мотивацию обучения во время работы по технологической карте при изучении нового материала.

        Третье направление – использование функций компьютера как объекта обучения для моделирования урока.  

Ресурс мультимедийных библиотек, позволяет использовать компьютерные программы для создания уроков-презентаций. Информация в них размещена в файлах стандартных форматов, так что любой материал с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Образовательные диски содержат в себе различные звуковые и видеофрагменты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации.

Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint.        

Методика использования учебных программных средств:

1. Формулировка образовательной цели.

2. Отбор необходимого материала соответствующего целям урока.

3. Анализ алгоритма реализации учебного сценария  презентации

4. Выбор формы  взаимодействия учащихся с компьютерной  презентацией.

Программа презентации может применяться в самых разных формах педагогического воздействия на учащихся.

Задача презентации-лекции в  создании  программы,  в  которой  необходимый лекционный материал дополнительно сопровождается большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию ребенка при ознакомлении с новым материалом.

Следующим направлением работы является разработка презентации-сопровождения  ко всему уроку. В такой программе по слайдам пишется вся дидактическая структура урока, начиная с воспроизведения и коррекции опорных знаний пройденной темы; знакомство с новым материалом через мультимедийные возможности компьютера, проведение этапа первичного закрепления и объяснения выполнения домашнего задания. Так, например, на 1 уроке в 1классе , на водной беседе «Что мы будем делать на  уроках изобразительного искусства» используя слайд-шоу «Профессия - художник»  - учащиеся узнают, что художник подобен волшебнику — он может запечатлеть красоту окружающего мира: гордые красные тюльпаны и нежные белые ромашки, сказочные лесные дебри и веселые кудрявые березки на солнечной поляне, огненно-красные закаты солнца и тяжелые серые тучи, различных животных, человека и его трудовую деятельность и современную технику и т. д. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения. Дикторский текст, музыкальное сопровождение, изображение хорошего качества позволят ребенку настроиться на выполнение работы на уроке, откроют возможность доверительных отношений, сотворчества с учителем на уроке.

В ходе урока в 6 классе , тема урока « Портрет», используя ПК учитель с помощью презентации знакомит с жанром изобразительного искусства портрет, его видами и особенностями, рисует лицо человека объясняя пропорции. Сложность вызывает объяснение рисования глаза на доске в цвете (слишком мелкая деталь для демонстрации издалека),с помощью компьютерной графики эта проблема решается успешно. 

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предмету изобразительное искусство и приводит к целому ряду положительных следствий:

-обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и
эмоциональной окрашенности;

-психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор детей;

-возрастает уровень использования наглядности на уроке;

-повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Все перечисленные функции соответствуют триединой цели образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися сложных событий, явлений, процессов в их динамике, во времени и пространстве, создается чувственно-эмпирическая основа познания в области изучаемых предметов.

 Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

 Достоинства использования  информационных коммуникативных технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные возможности. Дидактические достоинства  уроков-презентаций – это создание  эффекта  присутствия: « Я это видел!», у учащихся появляется ощущения подлинности, реальности событий,  интерес,  желание узнать и увидеть больше.

 

Кутукова Людмила Витальевна, учитель изобразительного искусства и черчения

высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №83»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: уран58 (21.04.2014)
Просмотров: 1638 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]