ПОРТФОЛИО

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий

В своей педагогической деятельности в образовательный процесс обучения я включаю  инновационные  образовательные технологии формирующие и развивающие у учащихся универсальные учебные действия.

 

Считаю, что именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей  профессиональной деятельности. За годы  работы в школе я пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе развивающего образования (интеграция обязательного и дополнительного школьного образования),  где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета.

Стараюсь создать условия для формирования целостной системы знаний по предмету, стимулирующие мотивацию деятельности в школьном коллективе на моих уроках:

  • комфортная  учебная и рабочая среда;
  • благоприятный психологический климат;
  • формирование совместимых рабочих групп для делового  сотрудничества;
  • творческая атмосфера, поддержка  новых идей учеников и инновационных проектов;
  • независимость инновационной деятельности ученика от моего  внешнего  давления;
  • целесообразный подбор и расстановка учеников в соответствии с их возможностями и способностями;
  • постоянное стимулирование  изобретательности ученика.

Внедрение информационных технологий  в образовательный процесс  .

 Объем информации в современном мире увеличивается  очень быстро, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время  каждый учитель  все чаще задает себе вопросы: чему учить  и как учить.  Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.

Наилучший результат дает применение ИКТ сразу в нескольких направлениях.

  • Во-первых, это непосредственное применение в учебном процессе.
  •  Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся на уроках ИЗО и черчения.
  • В-третьих, применение для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).

Наиболее оптимальная реализация  функций урока возможна при применении презентаций, созданных учителем, и через самостоятельную работу учащихся по выполнению презентаций.  

Можно выделить следующие типы уроков с использованием презентаций:

  • лекции  (помогают  дать сложный  материал  учащимся);
  • уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких    зрительных образов;  
  • уроки - наглядные пособия, помогающие  создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.

Учащиеся  самостоятельно  на уроках – семинарах или при подготовке дома выполняют:

  • Индивидуальные творческие задания, оформленные в виде презентации с последующей их демонстрацией.
  • Презентации - сопровождение при защите реферата.
  • Презентации - «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.
  • Выполнять тестовые задания.

Я применяю компьютерные тесты  на разных этапах урока, чаще  на этапе закрепления знаний.

Лучший образовательный эффект от применения ИКТ достигается в предметном обучении тогда, когда они используются в сочетании с другими активными методами и  технологиями обучения.

Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на  уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К. Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных  вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон…:

Ставя учебную проблему, я выслушиваю все варианты и переопределения.

Не только ученик, но и я (по мнению ребенка) не знаю ответа на поставленный вопрос: «Как получить коричневую краску?». И я, и ученик ищем ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и я  заранее не знаю, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока, и чем они закончатся.

Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы:

  • научность и доступность,
  • систематичность и последовательность,
  • сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.

Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.

Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.

Личностно-ориентированный и деятельный подход в обучении учащихся необходим мне  для воспитания и развитие  ребят с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
  • выделение групп детей по знаниям, способностям;
  • распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;
  • отношение к каждому ребёнку как к уникальности. 

Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно с детьми любого возраста. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении изобразительному искусству в школе. Игра – хороший стимул в достижении успеха. Урок может стать незабываемым путешествием в мир сказки или  «На другую планету», дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.

    С помощью дидактических игр "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.

   Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".

   Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.

    Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку",  "Похоже-непохоже",  "Радость или грусть",   "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.

   На уроках ИЗО я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии.

Применение инновационных технологий дает мне возможность обеспечить высокое качество обученности по изобразительному искусству.

Абсолютная успеваемость во всех классах - 100%, качественная успеваемость – 96 -97%.                                      

Свой опыт работы  я представляю не только коллегам на школьном, муниципальном уровне на  Городском методическом объединении учителей ИЗО и черчения, но и в сети Интернет, общаясь с коллегами  и размещая авторские работы (www.moi-universitet.ru, www.moi-sat.ru, www.1september.ru), но и на своем персональном сайте – http://kutukova.ucoz.ru.  В 2011 году по моей инициативе  наша школа стала участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века». Я являюсь администратором активного участия нашего образовательного учреждения в проекте.

Под моим руководством  создана и успешно функционирует творческая группа учителей ИЗО и черчения ОУ города «ИКТ в реализации ФГОС начальной и основной школы».  Свои знания и умения передаю ученикам и коллегам. 

Кабинет  изобразительного искусства и черчения, в котором я работаю, полностью оборудован мультимедийный техникой, что способствует непрерывному творческому процессу и ведению электронного документооборота, систематически работая в автоматизированная информационная среда (АИС) «Сетевой город».

Огромная коллекция мультимедийных продуктов постоянно пополняется не только моими работами, но и работами учащихся.

В этом  учебном году я успешно окончила курсы повышения квалификации 

  • в объеме 52 ч. по теме "Изучаем PowerPoint 2007 шаг за шагом",
  • в объеме 52 ч. по теме "Новые возможности мультимедийной презентации",                                               

 и теперь обучаю  этому ребят и коллег.

Ученики успешно применяют Интернет-технологии для выполнения проектных, творческих работ  и рефератов, умеют находить необходимую информацию и обрабатывать ее.

Эффективность и результативность использования  технологий, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса

Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (с указанием названия мероприятия)

Учебный год

Уровень мероприятия

Классы

Кол-во участников

Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника))

Предметные олимпиады

  Олимпиада по ИЗО   6 класс          (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века»)

2012/2013

март

областной

6

2

Диплом II  

 Гильмутдинова Софья 

 Диплом III   

Чикова Анастасия

Олимпиада по графике 8 класс (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века»)

2012/2013

март

областной

8

3

Диплом

КондратьеваСветлана

Олимпиада по черчению 10-11 класс

(в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века»)

2012/2013

март

областной

8

2

Диплом I

Трущенко Андрей

Олимпиада по ИЗО «Сюрреалистическая композиция»;  ( в рамках Всероссийского фестиваля молодых дизайнеров «V угол»)

2013/2014

 

Всероссийский

 

6

4

Диплом II  степени

Сесик Ульяна

Олимпиада по

начертательной геометрии (в рамках Всероссийского фестиваля молодых дизайнеров «V угол») 11 класс

2013/2014

 

Всероссийский

 

11

3

Диплом I  степени  Танаева Маргарита 

Диплом II степени  Баннова Марина

«Оценка эффективности использования инновационных технологий и их влияния на высокие результаты образовательной деятельности».

Внедрение различных инновационных технологий, направленное на повышение результативности образовательного процесса,  нашло отражение в методических публикациях, выступлениях.  

Результативность инновационной деятельности

Форма представления опыта работы

 

Уровень представления

 

Тема представленного опыта работы

 

Дата представления опыта работы

Публикация

Всероссийский педагогический форум «Современное образование – ресурс территории инновационного развития»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.

Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования мотивации к обучению на уроках ИЗО

Март 2011

Публикация

Областной    Научно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях инклюзивной образовательной среды школы».  Сборник статей по результатам работы областного научно-методического семинара

Мультимедийные  презентации, как средство повышения эффективности процесса обучения изобразительному искусству(специальных) коррекционных классов VII вида

Апрель 2012

Творческий отчёт

Региональный Курсы повышения квалификации «Образовательные технологии и методики работы с обучающимися с ОВЗ в условиях модернизации региональной образовательной системы»

«Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности учащихся».

Декабрь 2012 г.

Обобщение и распространение собственного пед.опыта. (провела обучающий семинар на курсах повышения квалификации))          

Областной научно-практический семинар «Сопровождение одарённых детей в образовательном процессе школы. Поддержка научно - исследовательской работы в ОУ. Создание научного общества в качестве ресурса формирования интеллектуальных, творческих способностей учащихся».

  «Сетевое взаимодействие «Школа – ВУЗ», как одно из условий одаренности обучающихся».

Декабрь 2012

Доклад

Муниципальный научно-практический семинар «Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей»

«Создание условий для выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Август 2012

Доклад

Муниципальный научно-практический семинар «Особенности развития одарённых детей в процессе обучения ИЗО и черчению»

Психолого-педагогические основы развития одарённых учащихся в процессе обучения изобразительному искусству

Ноябрь 2012

   Обобщение и распространение собственного пед.опыта

Муниципальный научно-практический семинар «Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся 1-11 классов»

«Создание эффективной системы работы учителя, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей»

Январь 2013

Мастер- класс

Муниципальный научно-практический семинар  «Создание собственных медиауроков и их проведение »

«Повышение качества образования, через использование ИКТ на уроках ИЗО и черчения»

Август 2013

Мастер- класс

Муниципальный научно-практический семинар «Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий»

«Использование современных педагогических технологий совместно с ИКТ»

Ноябрь 2013

Опытно-экспериментальная деятельность

Тема инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности

Цель

Степень участия

Срок реализации

Результат

Форма представления результата, уровень представления

«Сетевое взаимодействие

«Школа – ВУЗ», как одно из условий развития одаренности обучающихся».

Создание и внедрение наукоемких инновационных продуктов в образовательный процесс. Проведение проф ориентационной работы среди уч-ся, знакомство с будущих абитуриентов с деятельностью ВУЗов.

автор

2011-2015

Разработана программа курса «Основы начертательной геометрии и инженерной графики», План мероприятий /услуг/ для учащихся совместно ТПУ

 

Доклады, презентация программы

Результаты экспериментальной работы  представлялись на  областном  научно-практическом семинаре (см. таблицу №4)

Общероссийский проект «Школа цифрового века»

Оптимизация образовательного процесса посредством применения в работе современных информационных технологий: эффективное использование цифровых предметно-методических материалов.

Организатор по участию ОУ в проекте,  участник

2011-2012,

2012-2013,

2013-2014,

 

Эффективное использование цифровых предметно-методических материалов в предметной деятельности.

Качественная успеваемость

от 92%-96%, познавательный интерес к предмету  95-98%.

Грамота Оргкомитета Общероссийского проекта             « ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА»

Грамота «Учитель цифрового века»

«Сетевой город. Образование»- средство повышения качества образования в учебном учреждении

 Внедрение проекта

« Сетевой город. Образование»

участник

2009-2014

Внедрение ИКТ (электронный докуметооборот) Ведение электронной документации

Мониторинг личностного роста учащихся. Ведение электронной документации .

Разработка и реализация педагогических проектов

Тема проекта

Цель создания проекта

Степень участия

Срок реализации

Результат

Форма представления результата, уровень представления

Разработка и внедрение авторских программ : «Мы славяне»,

«Наглядная геометрия с элементами черчения»

Воспитание культуры личности, формирование интереса к истории и искусству.

Развитие пространственного и абстрактного мышления, графических навыков обучающихся

автор

2008 – 2015

Программы курсов внеурочной деятельности (в рамках ФГОС).

Защита программ на заседании ГМО учителей ИЗО и черчения, Презентация  программ на областном семинаре 

« Реализация ФГОС в рамках общего и дополнительного образования».

С 2010 года являюсь руководителем направления работы с одарёнными детьми -  «Школа - Вуз»  и совместно с преподавателями Института Кибернетики ТПУ разработала и реализую курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики»

 

С декабря  2013 года   был заключен договор о сотрудничества с Томским Государственным архитектурно – строительным университетом с целью профориентационной работы с нашими выпускниками.

С января 2014года приступили к работе. Совместно с  А.Г.Боровиковым провели беседы с выпускниками 11х классов , рассказали о ВУЗе, в марте ребята приняли участие в олимпиадах по разным предметам, 28 марта  я вместе с группой выпускников 11классов посетили ТГАСУ в день открытых дверей.


Печатные издания

Форма представления опыта работы

Уровень представления

Тема представленного опыта работы

Дата представления опыта работы

Публикация

Всероссийский педагогический форум «Современное образование – ресурс территории инновационного развития»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.

Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования мотивации к обучению на уроках ИЗО

Март 2011

Публикация

Областной Научно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях инклюзивной образовательной среды школы». Сборник статей по результатам работы областного научно-методического семинара

Мультимедийные презентации, как средство повышения эффективности процесса обучения изобразительному искусству (специальных) коррекционных классов VII вида

Апрель 2012

публикация

Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов « Эдукон» www.edukon.ru  web-адрес публикации: edukon.ru/material.html?mid= 7490

Авторская методическая разработка. Презентация. Наглядная геометрия. 2 класс.

Март 2014

публикация

Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru  web-адрес публикации: edukon.ru/material/?mid= 12663

Авторская методическая разработка. « Программа курса « Наглядная геометрия. 1-5 класс»

Апрель 2014

публикация

 Всероссийский Сайт InfoUrok.RU  web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid= 61829

Методическая разработка.  Программа курса «Мы славяне». 1-4 класс

Апрель 2014

публикация

 Всероссийский Сайт InfoUrok.RU web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid= 37269

Методическая разработка. Презентация. « Учимся рисовать. Насекомые.»

Март 2014

публикация

Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material/?mid= 7691

Авторская методическая разработка. Презентация.

«Теплые и холодные цвета.» 1 класс.

Март 2014

публикация

Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru  web-адрес публикации: edukon.ru/material/?mid= 7651

Авторская методическая разработка. Презентация- игра по ИЗО на тему        « Какого цвета радуга?»

 1 класс.

Март 2014

публикация

 Всероссийский Сайт InfoUrok.RU web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid= 55895

Методическая разработка. Презентация. «Учимся рисовать. Грибы.»

Апрель 2014

 

Признание результатов работы учителя профессиональным сообществом