Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий
В своей педагогической деятельности в образовательный процесс обучения я включаю инновационные образовательные технологии формирующие и развивающие у учащихся универсальные учебные действия.
Считаю, что именно эти технологии обеспечивают высокий результат моей профессиональной деятельности. За годы работы в школе я пришла к выводу, что делаю правильно, работая в системе развивающего образования (интеграция обязательного и дополнительного школьного образования), где каждый урок должен давать воспитывающий эффект через чёткую организацию познавательной деятельности, требовательность и творческую взаимопомощь, привитие любви и уважения к предмету, использование воспитательных возможностей специфики предмета.
Стараюсь создать условия для формирования целостной системы знаний по предмету, стимулирующие мотивацию деятельности в школьном коллективе на моих уроках:
- комфортная учебная и рабочая среда;
- благоприятный психологический климат;
- формирование совместимых рабочих групп для делового сотрудничества;
- творческая атмосфера, поддержка новых идей учеников и инновационных проектов;
- независимость инновационной деятельности ученика от моего внешнего давления;
- целесообразный подбор и расстановка учеников в соответствии с их возможностями и способностями;
- постоянное стимулирование изобретательности ученика.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс .
Объем информации в современном мире увеличивается очень быстро, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время каждый учитель все чаще задает себе вопросы: чему учить и как учить. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
Наилучший результат дает применение ИКТ сразу в нескольких направлениях.
- Во-первых, это непосредственное применение в учебном процессе.
- Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся на уроках ИЗО и черчения.
- В-третьих, применение для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.).
Наиболее оптимальная реализация функций урока возможна при применении презентаций, созданных учителем, и через самостоятельную работу учащихся по выполнению презентаций.
Можно выделить следующие типы уроков с использованием презентаций:
- лекции (помогают дать сложный материал учащимся);
- уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
- уроки - наглядные пособия, помогающие создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно на уроках – семинарах или при подготовке дома выполняют:
- Индивидуальные творческие задания, оформленные в виде презентации с последующей их демонстрацией.
- Презентации - сопровождение при защите реферата.
- Презентации - «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.
- Выполнять тестовые задания.
Я применяю компьютерные тесты на разных этапах урока, чаще на этапе закрепления знаний.
Лучший образовательный эффект от применения ИКТ достигается в предметном обучении тогда, когда они используются в сочетании с другими активными методами и технологиями обучения.
Не менее значим и метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К. Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон…:
Ставя учебную проблему, я выслушиваю все варианты и переопределения.
Не только ученик, но и я (по мнению ребенка) не знаю ответа на поставленный вопрос: «Как получить коричневую краску?». И я, и ученик ищем ответ на этот вопрос. Не только ученик, но и я заранее не знаю, какие «сюрпризы» возникнут в ходе урока, и чем они закончатся.
Никогда не забываю о том, что при построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы:
- научность и доступность,
- систематичность и последовательность,
- сознательность и активность учащихся при решении данной проблемы.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Моя задача: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное обучение для меня – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.
Так же в своей работе использую метод проектов, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Проекты выполняются по различным тематикам по выбору самих учащихся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
В проект входит небольшая самостоятельная исследовательская работа, теоретическое обоснование проблемы. Ребята защищают свои проекты перед классом, защищают практическую, художественную ценность.
Метод проектов позволяет сохранить и развить индивидуальность, потенциальные возможности ребенка.
Личностно-ориентированный и деятельный подход в обучении учащихся необходим мне для воспитания и развитие ребят с учетом их индивидуальных особенностей:
- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- выделение групп детей по знаниям, способностям;
- распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому ребёнку как к уникальности.
Использовать игровые технологии в учебном процессе возможно с детьми любого возраста. Эмоциональные и игровые приемы являются необходимыми элементами в решении познавательных, воспитательных задач в обучении изобразительному искусству в школе. Игра – хороший стимул в достижении успеха. Урок может стать незабываемым путешествием в мир сказки или «На другую планету», дать возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Игра на уроке помогает мне быстро вовлечь всех участников в деятельность, вызывает эмоциональный настрой, что способствует установлению тесного контакта с учениками, располагает к активной работе.
С помощью дидактических игр "На развилке трех дорог", "Волшебные ковры" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.
Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".
Игры в "Кляксографию" помогают развивать глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Они всматриваются в кляксы и с большим удовольствием превращают их в птиц, зверушек, рыб, сказочных героев. С помощью трубочки для коктейля кляксу можно превратить в икебану. Способом выдувания кляксы превращаются в стебли, цветы, ветки, сучки.
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Похоже-непохоже", "Радость или грусть", "Экзамен художника Тюбика". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках ИЗО.
На уроках ИЗО я реализую проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использованию новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях обеспечивает оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору профессии.
Применение инновационных технологий дает мне возможность обеспечить высокое качество обученности по изобразительному искусству.
Абсолютная успеваемость во всех классах - 100%, качественная успеваемость – 96 -97%.
Свой опыт работы я представляю не только коллегам на школьном, муниципальном уровне на Городском методическом объединении учителей ИЗО и черчения, но и в сети Интернет, общаясь с коллегами и размещая авторские работы (www.moi-universitet.ru, www.moi-sat.ru, www.1september.ru), но и на своем персональном сайте – http://kutukova.ucoz.ru. В 2011 году по моей инициативе наша школа стала участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века». Я являюсь администратором активного участия нашего образовательного учреждения в проекте.
Под моим руководством создана и успешно функционирует творческая группа учителей ИЗО и черчения ОУ города «ИКТ в реализации ФГОС начальной и основной школы». Свои знания и умения передаю ученикам и коллегам.
Кабинет изобразительного искусства и черчения, в котором я работаю, полностью оборудован мультимедийный техникой, что способствует непрерывному творческому процессу и ведению электронного документооборота, систематически работая в автоматизированная информационная среда (АИС) «Сетевой город».
Огромная коллекция мультимедийных продуктов постоянно пополняется не только моими работами, но и работами учащихся.
В этом учебном году я успешно окончила курсы повышения квалификации
- в объеме 52 ч. по теме "Изучаем PowerPoint 2007 шаг за шагом",
- в объеме 52 ч. по теме "Новые возможности мультимедийной презентации",
и теперь обучаю этому ребят и коллег.
Ученики успешно применяют Интернет-технологии для выполнения проектных, творческих работ и рефератов, умеют находить необходимую информацию и обрабатывать ее.
Эффективность и результативность использования технологий, обеспечивающих высокое качество образовательного процесса
Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (с указанием названия мероприятия) |
Учебный год |
Уровень мероприятия |
Классы |
Кол-во участников |
Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
Предметные олимпиады |
|||||
Олимпиада по ИЗО 6 класс (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века») |
2012/2013 март |
областной |
6 |
2 |
Диплом II Гильмутдинова Софья Диплом III Чикова Анастасия |
Олимпиада по графике 8 класс (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века») |
2012/2013 март |
областной |
8 |
3 |
Диплом I КондратьеваСветлана |
Олимпиада по черчению 10-11 класс (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века») |
2012/2013 март |
областной |
8 |
2 |
Диплом I Трущенко Андрей |
Олимпиада по ИЗО «Сюрреалистическая композиция»; ( в рамках Всероссийского фестиваля молодых дизайнеров «V угол») |
2013/2014
|
Всероссийский
|
6 |
4 |
Диплом II степени Сесик Ульяна |
Олимпиада по начертательной геометрии (в рамках Всероссийского фестиваля молодых дизайнеров «V угол») 11 класс |
2013/2014
|
Всероссийский
|
11 |
3 |
Диплом I степени Танаева Маргарита Диплом II степени Баннова Марина |
«Оценка эффективности использования инновационных технологий и их влияния на высокие результаты образовательной деятельности».
Внедрение различных инновационных технологий, направленное на повышение результативности образовательного процесса, нашло отражение в методических публикациях, выступлениях.
Результативность инновационной деятельности
Форма представления опыта работы |
Уровень представления |
Тема представленного опыта работы |
Дата представления опыта работы |
Публикация |
Всероссийский педагогический форум «Современное образование – ресурс территории инновационного развития»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. |
Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования мотивации к обучению на уроках ИЗО |
Март 2011 |
Публикация |
Областной Научно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях инклюзивной образовательной среды школы». Сборник статей по результатам работы областного научно-методического семинара |
Мультимедийные презентации, как средство повышения эффективности процесса обучения изобразительному искусству(специальных) коррекционных классов VII вида |
Апрель 2012 |
Творческий отчёт |
Региональный Курсы повышения квалификации «Образовательные технологии и методики работы с обучающимися с ОВЗ в условиях модернизации региональной образовательной системы» |
«Нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности учащихся». |
Декабрь 2012 г. |
Обобщение и распространение собственного пед.опыта. (провела обучающий семинар на курсах повышения квалификации)) |
Областной научно-практический семинар «Сопровождение одарённых детей в образовательном процессе школы. Поддержка научно - исследовательской работы в ОУ. Создание научного общества в качестве ресурса формирования интеллектуальных, творческих способностей учащихся». |
«Сетевое взаимодействие «Школа – ВУЗ», как одно из условий одаренности обучающихся». |
Декабрь 2012 |
Доклад |
Муниципальный научно-практический семинар «Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей» |
«Создание условий для выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». |
Август 2012 |
Доклад |
Муниципальный научно-практический семинар «Особенности развития одарённых детей в процессе обучения ИЗО и черчению» |
Психолого-педагогические основы развития одарённых учащихся в процессе обучения изобразительному искусству |
Ноябрь 2012 |
Обобщение и распространение собственного пед.опыта |
Муниципальный научно-практический семинар «Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся 1-11 классов» |
«Создание эффективной системы работы учителя, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей» |
Январь 2013 |
Мастер- класс |
Муниципальный научно-практический семинар «Создание собственных медиауроков и их проведение » |
«Повышение качества образования, через использование ИКТ на уроках ИЗО и черчения» |
Август 2013 |
Мастер- класс |
Муниципальный научно-практический семинар «Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий» |
«Использование современных педагогических технологий совместно с ИКТ» |
Ноябрь 2013 |
Опытно-экспериментальная деятельность
Тема инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности |
Цель |
Степень участия |
Срок реализации |
Результат |
Форма представления результата, уровень представления |
«Сетевое взаимодействие «Школа – ВУЗ», как одно из условий развития одаренности обучающихся». |
Создание и внедрение наукоемких инновационных продуктов в образовательный процесс. Проведение проф ориентационной работы среди уч-ся, знакомство с будущих абитуриентов с деятельностью ВУЗов. |
автор |
2011-2015 |
Разработана программа курса «Основы начертательной геометрии и инженерной графики», План мероприятий /услуг/ для учащихся совместно ТПУ
|
Доклады, презентация программы Результаты экспериментальной работы представлялись на областном научно-практическом семинаре (см. таблицу №4) |
Общероссийский проект «Школа цифрового века» |
Оптимизация образовательного процесса посредством применения в работе современных информационных технологий: эффективное использование цифровых предметно-методических материалов. |
Организатор по участию ОУ в проекте, участник |
2011-2012, 2012-2013, 2013-2014,
|
Эффективное использование цифровых предметно-методических материалов в предметной деятельности. Качественная успеваемость от 92%-96%, познавательный интерес к предмету 95-98%. |
Грамота Оргкомитета Общероссийского проекта « ШКОЛА ЦИФРОВОГО ВЕКА» Грамота «Учитель цифрового века» |
«Сетевой город. Образование»- средство повышения качества образования в учебном учреждении |
Внедрение проекта « Сетевой город. Образование» |
участник |
2009-2014 |
Внедрение ИКТ (электронный докуметооборот) Ведение электронной документации |
Мониторинг личностного роста учащихся. Ведение электронной документации . |
Разработка и реализация педагогических проектов
Тема проекта |
Цель создания проекта |
Степень участия |
Срок реализации |
Результат |
Форма представления результата, уровень представления |
Разработка и внедрение авторских программ : «Мы славяне», «Наглядная геометрия с элементами черчения» |
Воспитание культуры личности, формирование интереса к истории и искусству. Развитие пространственного и абстрактного мышления, графических навыков обучающихся |
автор |
2008 – 2015 |
Программы курсов внеурочной деятельности (в рамках ФГОС). |
Защита программ на заседании ГМО учителей ИЗО и черчения, Презентация программ на областном семинаре « Реализация ФГОС в рамках общего и дополнительного образования». |
С 2010 года являюсь руководителем направления работы с одарёнными детьми - «Школа - Вуз» и совместно с преподавателями Института Кибернетики ТПУ разработала и реализую курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики»
|
С декабря 2013 года был заключен договор о сотрудничества с Томским Государственным архитектурно – строительным университетом с целью профориентационной работы с нашими выпускниками.
С января 2014года приступили к работе. Совместно с А.Г.Боровиковым провели беседы с выпускниками 11х классов , рассказали о ВУЗе, в марте ребята приняли участие в олимпиадах по разным предметам, 28 марта я вместе с группой выпускников 11классов посетили ТГАСУ в день открытых дверей.
Печатные издания
Форма представления опыта работы |
Уровень представления |
Тема представленного опыта работы |
Дата представления опыта работы |
Публикация |
Всероссийский педагогический форум «Современное образование – ресурс территории инновационного развития»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. |
Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования мотивации к обучению на уроках ИЗО |
Март 2011 |
Публикация |
Областной Научно-методический семинар «Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях инклюзивной образовательной среды школы». Сборник статей по результатам работы областного научно-методического семинара |
Мультимедийные презентации, как средство повышения эффективности процесса обучения изобразительному искусству (специальных) коррекционных классов VII вида |
Апрель 2012 |
публикация |
Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов « Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material.html?mid= 7490 |
Авторская методическая разработка. Презентация. Наглядная геометрия. 2 класс. |
Март 2014 |
публикация |
Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material/?mid= 12663 |
Авторская методическая разработка. « Программа курса « Наглядная геометрия. 1-5 класс» |
Апрель 2014 |
публикация |
Всероссийский Сайт InfoUrok.RU web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid= 61829 |
Методическая разработка. Программа курса «Мы славяне». 1-4 класс |
Апрель 2014 |
публикация |
Всероссийский Сайт InfoUrok.RU web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid= 37269 |
Методическая разработка. Презентация. « Учимся рисовать. Насекомые.» |
Март 2014 |
публикация |
Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material/?mid= 7691 |
Авторская методическая разработка. Презентация. «Теплые и холодные цвета.» 1 класс. |
Март 2014 |
публикация |
Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов «Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material/?mid= 7651 |
Авторская методическая разработка. Презентация- игра по ИЗО на тему « Какого цвета радуга?» 1 класс. |
Март 2014 |
публикация |
Всероссийский Сайт InfoUrok.RU web-адрес публикации: infourok.ru/material.html?mid= 55895 |
Методическая разработка. Презентация. «Учимся рисовать. Грибы.» |
Апрель 2014 |
Признание результатов работы учителя профессиональным сообществом