ЛУЧШИЕ САЙТЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
Твой выбор
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поэтому выступает своего рода “индикатором” правильности выбора профессии.
Анкета «Скорая помощь в выборе профессии»
Инструкция. Если ты уже задумываешься о будущей профессии и карьере, ответь на эти вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.
1. Выбрал(а) ли ты профессию?
А. Да Б. Нет
2. Если да, то какую?
3. (А) Что ты знаешь о своей будущей профессии?
(несколько вариантов)
- предмет, содержание, условия труда;
- профессионально важные качества;
- места, где можно получить эту профессию;
- спрос на эту профессию на рынке труда;
- медицинские противопоказания.
4. (Б) Что тебе мешает выбрать профессию? (несколько вариантов)
- плохо знаю мир профессий;
- плохо знаю свои возможности;
- не могу выбрать из нескольких вариантов;
- не знаю, как выбирать профессию;
- еще не думал (а) о выборе профессии.
Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности, выберите и отметьте 1-2 варианта.
1. Какой предмет труда тебя привлекает?
1) Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели и т.д.).
2) Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования).
3) Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
- Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины).
- Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.).
- Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.).
- Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.).
- Природные ресурсы (земля, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.).
2. Какой вид деятельности тебя привлекает?
- Управление (руководство чьей-либо деятельностью)
- Обслуживание (оказание различных услуг).
- Образование (воспитание, обучение, формирование личности).
- Производство (изготовление продукции).
5) Конструирование (проектирование деталей и объектов).
- Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо).
- Защита (охрана от болезней и враждебных действий).
- Контроль (проверка и наблюдение). Ключ к АНКЕТЕ
|
1. Человек |
2. Информация |
3. Финансы |
4. Техника |
5. Искусство |
6. Животные и растения |
7. Изделия и продукты |
8. Природные ресурсы |
1. Управление |
Руководитель Администратор Менеджер по персоналу Секретарь |
Аналитик Логистик Менеджер по рекламе Оператор связи |
Консультант Финансист Экономист |
Диспетчер Капитан Пилот Водитель Машинист |
Режиссер театра и кино Дирижер Менеджер- продюсер |
Агроном Почвовед Фермер Дрессировщик Кинолог |
Менеджер по продажам Товаровед Логистик |
Техник по кадастру Геодезист Энергетик |
2. Обслуживание |
Менеджер Продавец Медицинский работник Социальный работник Проводник |
Гид-перевод- чик Экскурсовод Оператор связи Информатик Библиотекарь |
Экономист Бухгалтер Брокер Кассир Инкассатор |
Инженер- механик Электромонтер Автослесарь Наладчик Строитель Техник |
Администратор Звукорежиссер Кинооператор Дизайнер Художник- декоратор |
Агрохимик Зооинженер Ветеринар Животновод Растениевод Механизатор |
Технолог Фармацевт Продавец Экспедитор Товаровед |
Эколог Садовник Техник- озеленитель Лесник |
3. Обучение и воспитание |
Преподаватель Социальный педагог Воспитатель Тренер-инструктор |
Филолог Лингвист Преподаватель информатики
|
Преподаватель экономики Консультант по управлению
|
Мастер производствен- ного обучения Инструктор по вождению |
Учитель музыки Учитель живописи Руководитель художествен- ной студии |
Жокей Кинолог Преподаватель биологии
|
Преподаватель спец- предметов Мастер Производствен- ного обучения |
Преподаватель географии Эколог
|
4. Производство и добыча
|
|
Программист Редактор телерадиопрограмм Верстальщик текстов Кинооператор |
Финансист Экономист Бухгалтер Кассир |
Строитель Электрик Слесарь Сварщик Фрезеровщик Станочник |
Артист театра и кино Художник Музыкант Кино- звукооператор Ювелир |
Агроном- семеновод Селекционер Мастер сельхоз- производства Животновод |
Провизор Инженер- технолог Повар Слесарь Токарь Швея |
Горный инженер Мастер леса Горнорабочий Нефтяник |
5. Конструирование |
Имиджмейкер Генетик Пластический хирург |
Переводчик Корреспондент Журналист Web-дизайнер Картограф Программист |
Аналитик Экономист Финансист Калькулятор |
Инженер- конструктор Инженер- рационализатор Автомеханик Техник Теле-радио- мастер |
Композитор режиссер театра и кино Дизайнер Модельер Артист Художник |
Архитектор ландшафта Селекционер Флорист Семеновод Агротехник Зоотехник |
Архитектор- градостроитель Инженер- технолог Модельер- конструктор Закройщик Монтажник |
Горный инженер Архитектор ландшафта Инженер- гидролог Техник- озеленитель |
6. Исследование |
Психолог Физиолог Социолог Эксперт- криминалист Следователь Лаборант |
Социолог Математик Историк Статистик Аналитик |
Аудитор Экономист Аналитик |
Инженер- технолог Инженер- математик Испытатель Хронометражист Метролог |
Киновед Искусствовед Литературовед Культуролог |
Биолог Микробиолог Зоопсихолог Агротехник Зоотехник Лаборант- эколог |
Археолог Санитарный врач Лаборант Товаровед Технолог Дегустатор |
Почвовед Метеоролог Геолог Техник- гидрогеолог Почвовед |
7. Защита |
Адвокат Военный Врач Милиционер Спасатель |
Программист Нотариус Документовед
|
Страховой агент Антикризисный управляющий Юрисконсульт Инкассатор |
Инженер по ТБ Взрывотехник Испытатель Пожарный Водолаз |
Каскадер Постановщик трюков Реставратор Музейный работник |
Егерь Лесник Ветеринар Инспектор рыбнадзора |
Таможенник Врач-эпидемиолог Диетолог Сторож Лаборант |
Инспектор по охране природы Мелиоратор Эколог Метеоролог
|
8. Контроль и оценка |
Прокурор Врач- эпидемиолог Кондуктор Контролер |
Программист Редактор Корректор Оператор |
Аудитор Бухгалтер- ревизор Контролер Налоговый инспектор |
Инженер- технолог Инженер по ТБ Контролер Инспектор ГИБДД |
Редактор Критик Музейный работник Оценщик Эксперт |
Зооинженер Агроном Охотовед Зоотехник |
Санинспектор Контролер Риэлтер Таможенник |
Радиолог Эколог Метеоролог
|
Опросник Йовайши Оценка профессиональных склонностей школьников
Инструкция для учащихся
При выборе профессии человеку очень важно учитывать свои индивидуальные склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов— «а», «б» или «в» — и отметьте его в бланке.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности: а) общаться с самыми разными людьми; б) заниматься расчетами; вести документацию; в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д. |
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает: а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; б) сюжет, действия героев; в) информация, которая может пригодиться в жизни. |
3. Меня больше обрадует премия: а) в области науки; б) за общественную деятельность; в) в области искусства. |
4. Я скорее соглашусь стать: а) управляющим банка; б) главным инженером на производстве; в) начальником экспедиции. |
5. Будущее людей определяют: а) научные открытия; б) развитие производства; в) взаимопонимание между людьми. |
6. Если я стану директором школы, то прежде всего займусь: а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры и т.п.); б) созданием дружного, сплоченного коллектива; в) разработкой новых технологий обучения. |
7. На технической выставке меня больше привлечет: а) внешний вид экспонатов (их цвет, форма и т.п.); б) внутреннее устройство экспонатов; в) их практическое применение. |
8. В людях я прежде всего ценю: а) мужество, смелость, выносливость; б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость; в) ответственность, честность, аккуратность. |
9. В свободное от работы время мне хотелось бы: а) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; б) ставить различные опыты, эксперименты; в) тренироваться. |
10. Во время туристических поездок меня скорее заинтересует: а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); б) общение с новыми людьми; в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны. |
11. Мне интереснее беседовать: а) об автомобиле нового типа; б) о новой научной теории; в) о человеческих взаимоотношениях. |
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал: а) технический б) музыкальный; в) спортивный. |
13. В школе следует обратить особое внимание на: а) создание атмосферы взаимопонимания между учителями и учащимися; б) укрепление здоровья учащихся, занятия спортом; в) состояние дисциплины. |
14. Я с большим удовольствием смотрю: а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы.
|
15. Мне хотелось бы работать: а) с машинами, механизмами; б) с объектами природы; в) с детьми или сверстниками. |
16. Школа в первую очередь должна: а) давать знания и умения; б) учить общению с людьми; в) обучать навыкам работы. |
17. Главное в жизни: а) вести здоровый образ жизни; б) иметь возможность заниматься творчеством; в) иметь комфортные бытовые условия. |
18. Для благополучия общества в первую очередь необходимы: а) защита интересов и прав граждан; б) забота о материальном благополучии людей; в) развитие науки и технический прогресс. |
19. Из предложенного списка мне больше всего нравятся уроки: а) физкультуры; б) математики; в) трудового обучения. |
20. Мне интереснее было бы: а) планировать производство продукции; б) изготавливать изделия; в) заниматься сбытом продукции. |
21. Я предпочитаю читать статьи: а) о выдающихся ученых и их открытиях; б) о творчестве художников и музыкантов; в) об интересных изобретениях.
|
22. В свободное время я люблю: а) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; б) читать, думать, рассуждать; в) ходить на выставки, концерты, в музеи. |
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение: а) о художественной выставке; б) об экономической ситуации; в) о научном открытии. |
24. Я предпочту работать: а) в помещении, где много людей; б) в необычных условиях; в) в обычном кабинете.
|
Подведение итогов
Полученные данные занесите в бланк ответов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки:
10-12 баллов— ярко выраженная профессиональная склонность;
7-9 баллов — склонность к определенному виду деятельности;
4-6 баллов— слабо выраженная профессиональная склонность;
0-3 балла — профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов — это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш предварительный выбор профессии с полученными результатами?
Бланк ответов
№ |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1 |
А |
|
|
В |
|
Б |
2 |
|
В |
|
А |
Б |
|
3 |
Б |
А |
|
В |
|
|
4 |
|
|
Б |
|
В |
А |
5 |
В |
А |
Б |
|
|
|
6 |
Б |
В |
|
|
|
А |
7 |
|
Б |
В |
А |
|
|
8 |
Б |
|
|
|
А |
В |
9 |
|
Б |
|
А |
В |
|
10 |
|
|
|
В |
А |
Б |
11 |
В |
Б |
А |
|
|
|
12 |
|
|
А |
Б |
В |
|
13 |
А |
|
|
|
Б |
В |
14 |
|
А |
|
Б |
В |
|
15 |
В |
|
А |
|
Б |
|
16 |
Б |
|
В |
|
|
А |
17 |
|
|
|
Б |
А |
В |
18 |
А |
В |
Б |
|
|
|
19 |
|
|
В |
|
А |
Б |
20 |
В |
|
Б |
|
|
А |
21 |
|
А |
В |
Б |
|
|
22 |
|
Б |
А |
В |
|
|
23 |
|
В |
|
А |
|
Б |
24 |
А |
|
|
|
Б |
В |
Всего |
|
|
|
|
|
|
Краткая характеристика рекомендуемой профессиональной деятельности по группам
I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
II — склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
III — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
IV — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразите