Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе
Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя
Форма представления опыта работы |
Уровень представления |
Тема представленного опыта работы |
Дата представления опыта работы |
Доклад |
Муниципальный научно-практический семинар «Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных |
«Создание условий для выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». |
Август 2012 |
Доклад |
Муниципальный научно-практический семинар «Особенности развития одарённых детей в процессе обучения ИЗО и черчению» |
Психолого-педагогические основы развития одарённых учащихся в процессе обучения изобразительному искусству |
Ноябрь 2012 |
Обобщение и распространение собственного пед.опыта
|
Муниципальный научно-практический семинар «Педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся 1-11 классов» |
« Создание эффективной системы работы учителя, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей» |
Январь 2013 |
публикация |
Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов « Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material.html? mid= 7490 |
Авторская методическая разработка. Презентация. Наглядная геометрия. 2 класс. |
Март 2014 |
публикация |
Всероссийский Электронный журнал педагогических материалов « Эдукон» www.edukon.ru web-адрес публикации: edukon.ru/material/? mid= 12663 |
Авторская методическая разработка. « Программа курса « Наглядная геометрия. 1-5 класс» |
Апрель 2014 |
публикация |
Всероссийский Сайт InfoUrok.RU web-адрес публикации: infourok.ru/material.html? mid= 61829 |
Методическая разработка. Программа курса « Мы славяне ». 1-4 класс |
Апрель 201 |
Тема: «Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся»
Основная цель образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России |
С целью реализации задач поставленных перед школой, передо мной как учителем, важно уметь представить собственную методическую систему развития творческой личности учащихся в процессе обучения изобразительному искусству, основываясь:
- на психолого-педагогических особенностях учащихся;
- на специфике развития творческой личности в процессе обучения искусству;
- на развитии современных информационных технологий;
- запросах и интересах обучающихся.
Считаю необходимым выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действий, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования и в профессиональной деятельности в целом. Важно научить ребёнка ставить цели, видеть перспективы, анализировать собственное развитие, определять точки роста, т.е. уметь простраивать собственную траекторию развития и фиксировать личностное развитие в «Портфолио достижений» (приложение 1)
Моя роль в этом процессе – консультант и координатор процесса формирования индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.
Моя методическая система выстроена в двух направлениях ТЕХНИЧЕСКОЕ и ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, которые вытекают из поставленной цели: Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся. Конечный результат образовательной траектории обучающихся выбор профессии и ВУЗа.
Мною созданы программы сетевых курсов.
Для 10-11классов «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики» в сотрудничестве с кафедрой инженерной графики Института Кибернетики ТПУ,
По окончании курсов обучающиеся получают Сертификат Научно исследовательского Политехнического университета.
Программа мероприятий сетевого взаимодействия «Школа – ВУЗ». Мероприятия направлены на профориентацию ребят с посещением просмотра зачетных работ 1-го семестра студентов ТПУ 1 и 2 курса по специальности «Промышленный дизайн»
элективный курс «Графика» 9 класс (техническое направление),
и элективный курс «Дизайн» -9 класс (художественно – эстетическое направление)
Формы организации внеурочной деятельности |
Количество вовлечённых учащихся |
|||
2010/11 |
2011 /12 |
2012 /13 |
2013 /14 |
|
Сетевой элективный курс «Дизайн» |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 16 /10 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 16/9 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 23/18 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 17/9 |
Сетевой элективный курс «Графика» |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 10 /6 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 12/8 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 12/8 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 14 /3 |
Сетевой курс «Основы начертательной геометрии и инженерной графики»
|
|
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 20/7 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 19/8 |
Слушатели курса, кол-во /из других ОУ 22/5 |
Программы курсов и план работы направления «Школа – ВУЗ» в (приложении 2)
Слушатели курсов успешно выступают на олимпиадах по начертательной геометрии и инженерной графике Результаты внешней экспертизы учебных и творческих достижений обучающихся
Формы внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету (с указанием названия мероприятия) |
Учебный год |
Уровень мероприятия |
Классы |
Кол-во участников |
Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего (воспитанника)) |
Предметные олимпиады |
|||||
Олимпиада по черчению (в рамках областного молодежного форума «Новое поколение: кадровый резерв XXI века») |
2012/2013
|
Областной |
11 |
2 |
Диплом I степени Трущенко Андрей |
Олимпиада по начертательной геометрии (в рамках Всероссийского фестиваля молодых дизайнеров «V угол») 11 класс |
2013/2014
|
Всероссийский
|
11 |
3 |
Диплом I степени Танаева Маргарита Диплом II степени Баннова Марина |
Инструментом реализации моей системы являются уроки изобразительного искусства, черчения и внеурочной деятельности (ФГОС и кружковая работа)
На уроках я использую разнообразные формы обучения. Это не только усиливает профессиональную направленность преподавания изобразительного искусства, но и существенно обогащает сам процесс преподавания предмета. Основными формами организации обучения в моей педагогической деятельности являются: семинары (индивидуальная работа); практические занятия (коллективная работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа); проблемно-поисковые занятия (групповая работа); уроки с применением игровых технологий; урок-лекция; урок-экскурсия; урок-зачёт.
Во внеурочной деятельности использую различные формы и методы обучения, тем самым, привлекая к дополнительному эстетическому образованию максимальное количество учащихся.
Программа кружка «Радуга» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Цель любого внеклассного мероприятия - вовлечь в поисковую, познавательную деятельность максимальное количество учащихся, повысить их уровень знаний, умений и навыков, сформировать в процессе соревнования или игры творческие и исследовательские навыки.
Мною разработаны программы для внеурочной работы с обучающимися:
Программа спецкурса «Мы славяне». Интегрированный курс славянской культуры объединяет уроки чтения, окружающего мира, художественного труда, фольклора, танца, изобразительной деятельности. (рецензия Кандидата педагогических наук Л.Ю. Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ) |
Программа «Художественный труд» развивает увлеченности школьников творчеством для формирования у обучающихся познавательного интереса. Одна из главных задач программы - творческое развитие личности ребенка, особое внимание уделяется развитию воображения фантантазии. (рецензия Кандидата педагогических наук Л.Ю.Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ) |
Курс « Наглядная геометрия» развитие пространственного мышления и графических навыков обучающихся, что является базой для изучения систематического курса геометрии (рецензия Кандидата педагогических наук Л.Ю.Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ) |
Принципы программ:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
- Профориентация.
На занятиях развиваю у ребят логическое, нестандартное мышление и интерес к таким предметам как математика, черчение, история, литература, ИЗО и музыка. Учащиеся в дальнейшем более успешно учатся, выполняют проектные и исследовательские работы, выступают на конференциях различного уровня, занимают призовые места.
Результаты внешней экспертизы учебных и творческих достижений обучающихся
Название мероприятия |
уровень участия |
предмет |
класс |
тема проекта, исследования |
Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И. обучающего |
Проекты и исследования |
|||||
2010г. I открытая гуманитарная научно-практическая конференция «Культурное наследие России: проблемы интеграции». |
Областной |
МХК |
11 |
исследование «Московский Кремль в поэзии, живописи, архитектуре» |
Грамота II место Дерусова Татьяна, Рачковская Вика |
Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века -2010» |
Областной |
МХК |
11 |
проект «Народные промыслы. Хохлома». (изонить) |
Диплом III степени Дерусова Татьяна,
|
V областной открытый фестиваль молодых дизайнеров «V угол -2010 » |
Областной |
ИЗО |
11 |
проект «Шрифтовая композиция»
|
Диплом II степени Юрченко Эльвира |
2011-2012 Открытый городской фестиваль « Праздники России» |
Муниципальный
|
ИЗО |
7 |
проект «С праздником пасхи!» |
Диплом I степени Евдошенко Мария
|
Конкурс ДПТ « Космические фантазии», посвященный 50-летию полета Ю. Гагарина |
Муниципальный
|
ИЗО |
5 |
проект «Мы были первыми» |
Диплом I степени (коллективная работа) 5 класс
|
Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века -2012» |
Областной |
ИЗО |
1 |
проект « Проект ледового городка» |
Диплом I степени Группа учащихся 6а класса |
Открытый областной молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв XXI века -2012» |
Областной |
ИЗО |
2 |
проектно- исследовательская работа «Русский костюм » |
Диплом II степени Баннова Марина Танаева Маргарита |
2012-2013 Региональный проект «Наш новый зоопарк» |
Региональный |
ИЗО |
2-8 |
проект «Наш новый зоопарк |
Диплом в номинации «Логотип» группа уч-ся 6-9 кл. Диплом в номинации «Арт-объект», Клейменова Лиза |
Конкурсы |
|||||
Конкурс рисунков посвященный Дню защитника отечества |
2013/2014 февраль |
всероссийский |
3- 8 |
5 |
Грамота 1 место Дроздова Ирина Грамота 1 место Антипина Надежда Грамота 1место Золотухина Анна |
Конкурс рисунков посвященный Международному женскому дню |
2013/2014 март |
всероссийский |
3- 8 |
5 |
Грамота 1 место Прохоренко Лика Грамота 1 место Барнаева Полина |
Новогодний марафон. Конкурс рисунков |
2013/2014 январь |
международный |
3- 8 |
8 |
Грамота 1 место Лукьяненко Дмитрий Грамота 1 место Хорохорина Алиса Грамота 2 место Петрова Алла Грамота 3 место Барнаева Полина www.erudyt.ru |
Конкурс рисунков посвященный дню космонавтики |
2012/2013 апрель |
международный |
3- 8 |
7 |
Грамота 1 место Вдовин Дмитрий Грамота 1 место Клейменова Лиза Грамота 2 место Школкин Андрей Грамота 3 место Шабуранов Грамота 4 место Гречанина Настя Грамота 5 место Кикуль Мария www.erudyt.ru |
Конкурс рисунков «Золотая осень» |
2012/2013 октябрь |
всероссийский |
10 |
3-8 |
Грамота 3 место Кикуль Мария Грамота 3место Буторина Александра Грамота 4 место Зоткина Анна Грамота 5 место Гомеля Юлия www.erudyt.ru |
Конкурс рисунков «Школа будущего» |
2012/2013 ноябрь |
международный |
10 |
3-8 |
Грамота 1 место Клейменова Лиза Грамота 2 место Гречухина Юлия Грамота 3 место Кондратьева Светлана Грамота 3 место Черкасова Диана www.erudyt.ru |
Конкурс рисунков посвященный Дню космонавтики |
2011/2012
|
региональный |
1-9 |
15 |
Диплом IIстепени- Прохуткина Карина, сертификаты |
Открытый городской фестиваль «Праздники России» |
|
муниципальный |
2-9 |
10 |
Диплом 1 степени Евдошенко Мария Дипломы лауреатов Петрова Алла, Барнаева Полина, Гомелля Юлия, Зайкова Эвелина, Пермякова Валерия, Венедиктова Елизавета |
Считаю, что представленная методическая система обеспечивает высокий результат моей профессиональной деятельности.
С первых лет работы в школе я задавала себе вопросы:
- Почему, дети начальной школы смотрят на тебя широко раскрытыми глазами и очень любят рисовать, а в 7,6, а некоторые даже в 5 классе – рисовать уже не хотят. Говорят, что не умеют или у них ничего не получается.
- Неужели они так быстро выросли, и им это не интересно?
- Как сделать так, чтобы и в 6, и 7 и даже в 9 классе ученик не бросал карандаш и не отказывался работать, а с удовольствием выражал свои мысли и чувства художественными средствами линии, пятна, формы и цвета.
- Как сделать так, чтобы дети не ждали конца урока и не считали минуты, а приходили ко мне с удовольствием, самовыражались через рисунок и цвет.
Теперь я уже точно могу сказать, что мои ученики не будут просить маму или старшую сестру: «Нарисуй, помоги». Они рисуют сами. Они любят и умеют это делать. Они хотят рисовать и рисуют. На уроках, после уроков. Мои ученики поступают и заканчивают художественную школу, а главное - выбирают учебные заведения с художественным уклоном.
Так из 24 выпускников 2010 года 8 учащихся (33%) закончили художественную школу, а 4 выпускницы – Давлетшина Расина, Дерусова Татьяна, Куневич Арина и Юрченко Эльвира связали свою будущую профессию с миром дизайна.
В 11 а классе 2013-2014 года учатся 10 учащихся (40%) закончивших художественную школу, 3 выпускника – Баннова Марина, Танаева Маргарита, Школкина Евгения планируют поступать в ВУЗ по выбранному профилю – «Промышленный дизайн» Томский политехнический университет) , « Дизайн архитектурной среды » Томский государственный архитектурно- строительный университет.
Приведу данные обучающихся в Детская художественной школе
уч.год |
класс |
кол-во учащихся |
кол-во закончивших или обучающихся |
% от обучаемых |
2010 |
11 |
24 |
8 |
33% |
2012/13 |
10 |
25 |
10 |
40% |
2013/14 |
2-9 (по школе) |
411 |
112 |
27% |
Считаю, что такой высокий процент обучаемых в Детской художественной школе - это заслуга моей методической системы, выстроенной за годы работы с учащимися разных возрастных групп.
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет
Считаю, что поставленные перед собой цели мне удаётся достигать.
Дети, которых я учу, видят перспективы, определяют для себя новые точки роста, анализируют собственное развитие, представляют ученическому и педагогическому сообществу уже имеющийся собственный опыт, самоопределяются в выборе ВУЗа и дальнейшей профессии, т.е. эффективно простраивают собственную траекторию развития. А значит, моя роль – консультанта и координатора на данном этапе выполнена.
Представленная методическая система «Формирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся» эффективна и целесообразна.
Наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы
Свидетельством признания и результативности моей работы служит то, что подготовленные мною методические разработки получили распрос