Программы курсов ФГОС , кружка " Радуга"
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Кружок декоративно-прикладного творчества « РАДУГА»
для учащихся 5-8 классов
Тип курса: предметный
(количество часов: 136)
РЕЦЕНЗИЯ Кандидата педагогических наук Л.Ю.Ковалевой РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Актуальность
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями может видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, и т.п имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка художественного творчества « Радуга» рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте 7-14 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив, вышивку и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, спичками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек и изделий.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями (швея, лекальщик, раскройщик, конструктор-модельер и др.) и традиционными народными промыслами.
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
- Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Воспитывать любовь к народному исскуству, декоративно – прикладному творчеству.
Должны знать и уметь:
- Историю возникновения народной игрушки
- Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
- Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других материалов.
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить работу.
- Правила общения.
- Правила безопасности труда.
- Правила личной гигиены.
Формы контроля:
- Рейтинг готового изделия.
- Наблюдение
- Беседа, объяснения учащихся.
- Практический контроль.
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного обучающегося.
До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Учебно-тематический план
№п.п |
Тема |
Кол-во |
всего |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
|
|
|
|
Введение в учебный курс |
1 |
|
1 |
2 |
Поделки из природного материала |
|||
В подводном царстве |
1 |
2 |
6 |
|
Лесные жители |
|
3 |
||
3 |
Поделки из пластилина |
|||
Рисуем пластилином на картоне |
1 |
3 |
7 |
|
Рисуем пластилином на стекле |
|
3 |
||
4 |
Поделки из бумаги и картона |
|||
Аппликация из цветной бумаги |
1 |
2 |
15 |
|
Игрушки-дергунчики |
1 |
4 |
||
Работа с гофрокартоном |
1 |
4 |
||
Парье-маше |
1 |
5 |
||
5 |
Лепка (соленое тесто) |
|||
История. Приемы лепки |
1 |
|
15 |
|
Композиция « Подсолнухи» |
|
3 |
||
Композиция « Матрешки» |
|
4 |
||
Композиция «Веселый клоун» |
|
5 |
||
6 |
Дымковская игрушка ( глина) |
|||
История. Приемы лепки |
1 |
|
11 |
|
Эскизы для работы. |
|
1 |
||
«Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись). |
|
4 |
||
« Гжельская керамика» (лепка и роспись). |
|
4 |
||
8 |
Роспись по дереву |
2 |
|
17 |
Городецкая роспись. |
|
7 |
||
Хохломская роспись. |
|
8 |
||
9 |
Художественная обработка ткани |
1 |
|
17 |
Аппликация из ткани |
1 |
6 |
||
Вышивка лентами |
1 |
8 |
||
10 |
Изонить (вышивка по картону) |
|||
История. Приемы вышивания. |
1 |
|
22 |
|
Деление окружности на равные части. Чертеж. |
1 |
|
||
Композиция из ниток. |
|
20 |
||
11 |
Поделки из бросового материала |
1 |
9 |
10 |
12 |
Лепка из снега |
1 |
3 |
4 |
13 |
Проект |
3 |
9 |
12 |
|
всего |
24 |
112 |
136 |
Содержание программы
3 года обучения (136 часов)
Вводное занятие (1 час)
Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».
Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».
Поделки из природного материала ( 6 часов)
«Лесные жители»- объемная композиция из природного материала
Аппликация из природного материала «В подводном царстве»,
Поделки из пластилина ( 7часов)
Сведения о пластилине, как художественном материале.
Инструменты и приспособления. Приемы работы.
Рисуем пластилином на картоне пейзаж.
Рисуем пластилином на стекле сказочных героев.
Работа с бумагой (15 часов)
Плоскостные композиции из бумаги . Аппликация. (4 часа).
Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания.
Знакомство с техникой аппликации народных мастеров Украины, Польши («вырезанки».)
Творческая работа: изготовление панно-аппликации «Веселые клоуны».
Бумагопластика или объемное конструирование (15 часов).
Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.
Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.
Беседа: «Вологодское кружево».
Творческая работа: Панно «Вологодское кружево» (из полосок бумаги).
Игрушки-дергунчики . Работа с гофрокартоном
Папье-маше.
Работа с гофрокартоном (9 ч)
Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.
Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика.
Знакомство с государственной Российской символикой.
Творческая работа:«Герб моей семьи».
Папье-маше (5 ч).
Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Обклейка кусочками тонкой бумаги готовой формы – шара, тарелки.
Беседа: «Посуда в твоем доме».
Творческая работа: Изготовление шара и тарелки.
Роспись по дереву ( 15часов)
Городецкая роспись.
Из истории Городецкой росписи. Материалы, инструменты и приспособления.
Упражнения: повтор главных отличительных элементов растительного орнамента: листочек (приём прикладывания кисти), розан, белая и тёмная оживка ( штрихи, точки).
Творческая работа: «Роспись разделочной доски».
Хохломская роспись.
Золотая хохлома. История, материалы и инструменты, особенности росписи.
Растительный орнамент.(травка, под листик, под фон).
Упражнения: 1)повтор главных отличительных элементов росписи «травки»: травинки большие и маленькие, стебель; 2)вариации главных элементов травки.
Творческая работа: Роспись тарелки из папье-маше «Сказочная птица».
Художественная обработка ткани (15 часов)
Аппликация из ткани (4 часов)
Основные сведения о тканях (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение при изготовлении аппликации. Цветоведение.
Упражнение: Подбор ткани по фактуре, цвету, рисунку. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древнеегипетский орнамент.
Беседа: «Из истории Древнего Египта».
Творческая работа: «Панно- аппликация «Египет».
Вышивка лентами (4 часов)
Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурной шов, шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком». Творческая работа: панно « Букет».
Декоративные куклы (7 ч)
Кукла – образ живого человека. Разнообразие кукол.
Русский национальный орнамент. Древние образы в нарядном искусстве.
Упражнения: шов «крестом», «счетная гладь», подбор ткани по цвету, фактуре, рисунку.
Творческая работа: Изготовление сшивной куклы в русском нарядном костюме с использованием для украшения вышивки, бисера, бус, тесьмы.
Поделки из бросового материала ( 10 ч)
Лепка (18 ч) Глина
I. Дымковская игрушка (8 ч)
Сведения о глине как художественном материале. Инструменты и приспособления. Беседа: «Народная глиняная игрушка» (история, основные сюжеты, используемые в игрушках, особенности игрушек отдельных школ, приемы росписи) Дымковская роспись: волнистые линии – «синее море», круги большие и маленькие – «солнышки» большие и маленькие, клетка.
Упражнения: вытягивание заготовки для получения основных частей фигурки; лепка отдельных частей (кокошник, оборки, зубцы и т.п.)
Твор.раб.: «Глиняная дымковская игрушка» (лепка и роспись).
Гжельская керамика (10ч)
Искусство Гжели. Инструменты и приспособления. Роспись «Мазок на одну сторону» или «Мазок с тенями», «Сеточка».
Упражнения: способы лепки посуды 1)заготовки – лепёшки, доведение их до формы тарелочки, чашки; 2)заготовки – жгутики; 3)заготовке шаровидной формы: выбирание глины стекой.
Творческая работа: «Керамическая посуда Гжели» (лепка и роспись).
Лепка (15 ч). Соленое тесто.
Плоскостные композиции (8ч)
Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).
Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.
Стилизация форм. Создание эскизов.
Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).
Творческая работа: «Подсолнухи».
Объемные композиции (8ч).
«Искусство России. Скульптура». Беседа.
Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного. Упражнения: лепка оборок, складок; лепка с помощью приспособлений (резак, чесночница, мешковина, пуговицы, иглы и т. д.)
Творческая работа: Объемная композиция «Матрешки», «Веселый клоун»
Объемные композиции из снега (4ч).
«Искусство России. Скульптура». Беседа.
Приемы выполнения объемной композиции, лепка фигуры человека, животного. Творческая работа: « Снежный городок». Объемная композиция «Барышни»
Проект (10 ч)
Что такое творческий проект? Этапы творческого проекта.
Работа по программе Power Point.
Творческая работа: Компьютерная презентация «Проект» (по теме ДПИ).
Создание и защита.
Выставки, экскурсии, праздники (2ч)
«О чем поведали старинные экспонаты музея?» - изучение художественного наследия в городской музей. «Веселая ярмарка» - урок - праздник. Выставка детских изделий.
« Русский национальный костюм» - экскурсия в музей города
«Умелые руки не знают скуки» - конкурс мастериц.
Список литературы.
1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги – Ташкент 1988г.
2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва 1996г.
3. Д.Чотт. Вышивки шелковыми лентами: техники. Приемы изделия – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001г.
4. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006г.
5. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.
6. Н.М.Конышев. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы –М.: Просвещение, 1985г.
7. Программы: «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г.