Программа курса

I. Пояснительная записка

     Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к истории и художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать историю, культуру, произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так же – умению пользоваться полученными знаниями и  практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти знания, навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

     Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс комплексного, организованного и целенаправленного воздействия на чувства, мнения личности и опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определённой позицией педагога.

     Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях  общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования и системы дополнительного образования.

      Процесс гуманизации и гуманитаризации в современном образовании, и направленный на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и соответственно на формирование личностной зрелости обучаемых, призван приостановить упадок грамотности и культуры в обществе, возродить русский генофонд, вывести из забвения историю и культуру русской земли, русского народа, восстановить русские национальные традиции.

      Программа спецкурса « Мы славяне» предназначена для учащихся начальной школы; она призвана восстановить единство и целостность в изучении исторического культурного процесса развития человеческого общества. Интегрированный курс славянской культуры объединяет уроки чтения, окружающего мира, художественного труда, фольклора, танца, изобразительной деятельности.

      Содержательную основу курса составляют материалы сказок, народных песен, потешек, мифов и легенд, исторических рассказов.

       Курс преподносится в устной форме, на слух, и в письменной – раскрашивание тетради, оформление рисунков и т.д., а также в форме движений через танец.

      Новизна курса состоит в глубоком изучении русского фольклора в сопоставлении с фольклором белорусского, украинского и польского народов, что предполагает глубокое изучение культуры этих народов, а также в изучении исторического и культурного наследия России

     Воспитание культуры личности, формирование интереса к истории и культуре России, искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса « Мы славяне ».

    

                                                 Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к истории и искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2.   Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о истории развития славянской культуры.

4.   Развитие воображения и зрительной памяти.

5.   Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

6.  Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

                                           Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора ;

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

3. Приобщение к истории и развитии  художественной культуры ;

4. Знакомство с развитием культуры древних славян – далеких предков русских, белорусов, украинцев.

Курс «Мы славяне» изучается с 1 го по 4-й класс по одному часу в неделю.

Общий объём учебного времени составляет 136 часов.

 

Личностные результаты освоения курса :                                                                       

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области истории, литературы, музыке, изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

е) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

 Сформированность первоначальных представлений о роли в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Ф у н к ц и о н а л ь н а я  г р а м о т н о с т ь

Метапредметные результаты:

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Комплексные, компетентностные задания :

коллективные проектные задания (на предметном материале);

компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)

Образовательные технологии

1-я линия развития

Технология мотивации работы (деятельный подход).

Технология оценивания

2-я линия развития

Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом).

Задания для групповой работы

 Метапредметные результаты

  Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

     Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности,  занятиях курса детьми изучается обще эстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение который поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Мы славяне» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

 

Коммуникативные УУД

Уметь :

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 и 2 год обучения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 и 2 год обучения)

№ п.п

 

Тема занятия

 

 

Кол-во

часов

1

Введение в предмет «Мы славяне»

1

2

Мировое древо: от вершины к корням.

О земном устроении.

 

2

3

Мать Земля и Отец  Небо.

Боги древних славян ( Даждьбог  Сварожич, Перун Сварожич, Огонь Сварожич)

2

4

Род и Рожаницы. Ярила. Змей Волос.

Темные боги.

4

5

Обобщение темы «Боги древних славян.»

2

6

Турнир знатоков. Боги древних славян.

1

7

Мир человека: между своим и чужим.

Домовой. Овинник, Банник, Дворовый…

 

2

8

Лес и Леший. Вода и Водяной.

2

9

Русалка.Кикимора. Баба Яга.

2

10

Полевик и Полудница.

2

11

Хлеб.

2

12

Кузница и мельница.

2

13

Истоки гостеприимства.

2

14

Обобщение темы «Мир человека: между своим и чужим.»

 

2

15

Турнир знатоков. Мир человека.

1

16

Человеческая жизнь : от смерти к рождению.

Границы во времени.

 

2

17

Рождение.

1

18

Имя.

2

19

Взросление.

2

20

Коса и борода.

2

21

Свадьба.

2

22

Звездный мост.

2

23

Обобщение темы «Человеческая жизнь: от смерти к рождению.

 

2

24

Турнир знатоков. Человеческая жизнь.

2

25

Выполнение проектов.

12

26

Защита проектов.

2

 

                                                                   итого

68

                                                                   ЛИТЕРАТУРА

1. «Мы- славяне.» энциклопедия/справочник, 1997 год;

2. Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002

3. Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997

4. В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003

5. Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

6. Л.П. Васильченко "Природа славян", Изд. дом "Курсив", Томск, 2002.